БЕЛАЗ-540 — один из самых знаковых советских самосвалов. Его собрали меньше чем за год на молодом заводе в Жодино, и он быстро стал символом 1960-х: мощный, брутальный, узнаваемый. Со временем эта модель прочно вписалась в визуальный код СССР — как символ страны, уверенно осваивающей недра и строящей индустриальное будущее. Сегодня вспоминаем, как 64 года назад создавалась эта машина.
14 сентября 1961 года на автозаводе в городе Жодино закончили сборку первого опытного образца БелАЗ-540. Выпускавшиеся в тот момент в Жодино самосвалы МАЗ-525 хоть и имели на боковинах капотов выштамповку с надписью «Белорусский автозавод», все же назывались именно МАЗами. А совершенно новая машина первой официально получила марку БЕЛАЗ.
Карьерный самосвал БЕЛАЗ-540 был по тем временам технически передовым грузовым автомобилем. Это был первый отечественный грузовик с гидропневматической подвеской, а также объединенной гидросистемой усилителя руля и механизма подъема кузова.
Еще это был по-настоящему дизайнерский автомобиль. Созданный талантливым промышленным художником Валентином Кобылинским внешний облик был не только функциональным, но и красивым. И внешне, и в области технических решений БЕЛАЗ-540 соответствовал мировому уровню своего времени.
Компоновка БЕЛАЗ-540 была выполнена по схеме «кабина рядом с двигателем». Такая конфигурация позволяла сделать машину короче и маневреннее. Вес распределялся по осям рационально, а большую часть шасси занимал кузов. Все просто: меньше габариты — больше пользы. Эти принципы актуальны и сегодня, особенно для компактной карьерной техники.
А еще БЕЛАЗ-540 был впечатляюще большим. Для своего времени, естественно. Делайте скидку на то, что это был самый грузоподъемный советский самосвал на тот момент. Поэтому его любили фотографировать рядом с легковушками, чтобы подчеркнуть масштабность.
БЕЛАЗ-540 быстро стал звездой советской публики. Его снимали для газет, журналов, открыток — он мелькал повсюду. А вскоре самосвал засветился и в кино: один из опытных образцов сыграл заметную роль в комедии «Королева бензоколонки». Машину еще испытывали, а ее уже снимали — фильм и тесты шли параллельно, в 1962 году.
— Заправщица! Заправщица! Черт! Спишь на работе! Деваха! Заправляй!
— А вы не кричите. Будете грубить — вообще ничего не получите.
— Цыц!
— Нет, это вы «цыц», пожалуйста!
— Понаставили здесь фитюлек. Куда смотришь? Куда смотришь? То милиция на нервах играет, а то... Тебе бы в парикмахерской из пульверизатора прыскать. Эй ты, фитюлька!
— Дяденька! Дяденька! Дяденька, а деньги? Дяденька! Заплатить надо...
— Людмила, иди сюда!
— Чего?
— Сколько литров увез?
— 370.
— Я ж тебя предупреждал. Ну что ж, рыбонька, вычтем теперь у тебя из зарплаты. По инструкции. А слезами недостачу не перекроешь.
Очевидно, что БЕЛАЗ-540 добавили в фильм для эффектности. Конечно, такие машины не должны были ездить по дорогам общего пользования и заправляться соляркой на обычных бензоколонках. С литражом создатели картины, с одной стороны, ничего не напутали: запас топлива у БЕЛАЗ-540 составлял 400 литров, так что увезти 370 он вполне мог.
Впрочем, без технического ляпа все-таки не обошлось: запас в 400 литров — это объем двух топливных баков, а Людмила заливала солярку только в один из них. Однако менее шедевральной «Королева бензоколонки» от этого не становится.
А вот сцена из менее известного фильма «Саша-Сашенька», снятого в 1966 году на «Беларусьфильме». Начальник стройконторы Птахин с семьей перевозит вещи на новую квартиру — прямо в кузове БЕЛАЗа (интересно, каким образом загрузили). В жизни и на дороге такое, конечно, было невозможно, но кино есть кино.
После цикла испытаний серийный выпуск БЕЛАЗ-540 начался в сентябре 1965 года.
Первые четыре года грузовик выпускали параллельно с МАЗ-525. Например, в 1962-м Белорусский автозавод собрал пять предсерийных БЕЛАЗ-540 и 1005 экземпляров МАЗ-525. В следующем году выпуск модели БЕЛАЗ-540 увеличили в два раза — 10 предсерийных машин против 1090 экземпляров МАЗ-525. В 1964-м изготовили уже два десятка предсерийных машин, а в 1965-м стартовало полноценное серийное производство, когда собрали 300 экземпляров БЕЛАЗ-540. Правда, самосвалов МАЗ-525 в последний год их производства было собрано все равно больше — 820. С 1966 года Белорусский автозавод полностью перешел на выпуск БЕЛАЗ-540.
Сразу же стали думать и об увеличении грузоподъемности. Предполагался выпуск 45-тонных автопоездов с полуприцепами БЕЛАЗ-540В-5271. Машины прошли испытания, но в итоге серийными не стали. Предпочтение отдали «одиночной» модели БЕЛАЗ-548 грузоподъемностью 40 тонн. Но это уже отдельная история.
Серийные БЕЛАЗы отличались от опытных машин — в первую очередь перекомпонованными фарами, что заметно меняло внешний вид. Изначально самосвалы оснащались двигателем Д12А-375Б — это была «гражданская» версия легендарного танкового дизеля В-2. Но такой мотор рассматривался как временное решение: ставка делалась на более современный ЯМЗ-240, который Ярославский завод только готовил к массовому выпуску.
В канун Первомая 1967 года с конвейера сошла первая партия БЕЛАЗ-540А — с новым, более экономичным и удобным в ремонте ЯМЗ-240 (V12, 22,3 л, 360 л.с.). Но из-за нехватки двигателей из Ярославля «чистый» БЕЛАЗ-540 с танковым дизелем продолжали собирать параллельно — как минимум до 1973 года. С 1974-го на конвейере осталась только версия 540А. В среднем завод выпускал по 2000–2500 машин этого семейства в год.
К 1986 году БЕЛАЗ-540А заметно прокачали. Машину основательно модернизировали, чтобы она стала мощнее, надежнее и экономичнее. Все ключевые узлы и агрегаты обновили — благодаря этому грузоподъемность выросла до 30 тонн. Новый вариант получил имя БЕЛАЗ-7522 и обзавелся более экономичным дизелем ЯМЗ-240М1, а также гидротрансформатором ЛГ-470 с повышенным КПД.
Обновили трансмиссию, усилили главную передачу, доработали тормоза. Стояночный тормоз стал проще в обслуживании, а для задних сдвоенных колес добавили камневыталкиватели. Платформу тоже переделали — теперь она была из более прочного металла и с новой формой. В итоге машина стала потреблять меньше топлива (на 2–3%), служить дольше (на 13–15%) и реже проситься на ТО (интервал вырос на четверть).
Обновили и кабину. Появились новые сиденья, приборная панель с травмобезопасным покрытием, более мощный отопитель и электрический омыватель лобового стекла. Шумоизоляцию тоже подтянули. Внешне модернизированные 30-тонники было легко узнать по новой облицовке радиатора — она не только усиливала обдув, но и упрощала мойку. Зеркала стали крупнее, а вместе с ними улучшилась обзорность.
В конце 1980-х классический БЕЛАЗ модернизировали в третий раз. Тогда же появился и первый опытный образец, получивший обозначение БЕЛАЗ-7540. Внешность не изменилась, но конструктивных доработок выполнили немало. Например, двигатель начали ставить более мощный — 420-сильный ЯМЗ-240НМ вместо 360-сильного ЯМЗ-240М.
В таком виде БЕЛАЗ-540 пережил распад Советского Союза. Но делали их уже во много раз меньше, чем при СССР. Последние экземпляры с классической прямоугольно-угловатой внешностью собрали вроде как в 1996 году.
БЕЛАЗ-540 очень хорошо продавался за границей.
Советское внешнеторговое объединение «Автоэкспорт» выпускало красочные буклеты на разных языках мира. «Приобретайте советские автомобили БЕЛАЗ, которые понравятся вам». И ведь приобретали, даже капстраны.
Этот кадр, например, сделан в Великобритании, в Уэльсе. Достоверно известно, что с 1970 по 1980 год Великобритания купила 43 БЕЛАЗа. Еще из капстран их покупали Бельгия, Италия, Кипр, ФРГ и Швеция.
Кроме того, в 1970-х годах белорусские карьерные самосвалы семейства БелАЗ-540 покупали Алжир, Афганистан, Бирма, Болгария, Венгрия, ГДР, Египет, Замбия, Индия, Иран, Куба, Монголия, Пакистан, Польша, Румыния, Сирия, Турция, Чехословакия и Югославия. Самым крупным покупателем был Китай. В 1980-х к этому списку добавились и другие страны.
Становились БЕЛАЗ-540 и основой для необычной спецтехники.
Например, существовали пожарные БЕЛАЗ-540. Один такой служил в Днепропетровске, другой — в Якутске. Переоборудовали их сами пожарные собственными силами.
Но существовало и «профессиональное» производство спецмашин на основе БЕЛАЗов. Такие организации, как ЦКПТБтрансчермет, Гипроникель, НПО «Черметмеханизация», НИИКМА, разрабатывали техническую документацию, а специализированные ремонтные заводы по этой документации строили спецтехнику.
Самыми экзотическими были, конечно, «продувщики» карьеров. Загазованность была колоссальной проблемой, и инженеры пытались ее решать с помощью авиационных двигателей, установленных на БелАЗы. Двигатели использовались как реактивные, так и турбовинтовые.
Любимой спецмашиной всех водителей БЕЛАЗов, что работали в карьерах, были эти — передвижные столовые. Их серийно изготавливали Кафанский АРЗ в Армении и Белгородский завод «Авторемгормаш». Внутри утепленного кузова было два десятка посадочных мест и своя кухня площадью 6,4 м2. Между прочим, в иных хрущевках кухни были меньше.
А еще на базе БЕЛАЗ-540 строились эвакуаторы, поливо-оросительные машины, автоцистерны, топливозаправщики, маслозаправщики, взрыво-технические и ремонтные машины.
Нажмите на баннер, чтобы узнать больше о необычной карьерной спецтехнике
Появившийся в 1990-х годах БЕЛАЗ-7540А считался уже новой моделью. Да, здесь использовалась уже совсем другая кабина, другое оперение, измененный кузов. Но все же конструктивно этот самосвал восходил еще к классическому БЕЛАЗ-540. Это семейство по сей день присутствует в программе завода.
В 2013 году на свет появилось действительно новое поколение белазовских «малышей» — семейство БЕЛАЗ-75440. Под капотом у таких машин находится двигатель Cummins QSX15-C435 с электронной системой управления. Гидромеханическая передача здесь тоже с электронным управлением. Все конструктивные и компоновочные решения «заточены» под увеличение ресурса. За внешность эти самосвалы прозвали «бульдожками».
БЕЛАЗ-540 — если не самый знаменитый, то точно один из самых известных белорусских автомобилей. По крайней мере, в мире о марке БЕЛАЗ узнали именно благодаря этой модели.

Снижение цен на весь модельный ряд Geely в автоцентрах на Маяковского, 2 и Орловской, 88.
Обновленный Geely Coolray теперь от 70 900 рублей с учетом trade-In, бизнес-седан Preface — от 83 900 рублей, а яркий кроссовер Atlas подешевел до 89 900 рублей. Семиместный Okavango можно приобрести от 90 900 рублей, а премиальный Monjaro — от 121 900 рублей.
Все модели в наличии, действует бонус «антикор за 1 рубль», доступны кредиты и лизинг. Приходите знакомиться с обновленными ценами Geely и выбирайте свой новый автомобиль. Подробности по номеру +375 29 618 29 29.
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by