«Почему никто не удивляется, когда так ведут себя водители?» Зачем легкоатлет и Краснов бегали по помидорным рядам Комаровки

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка
01 сентября 2018 в 8:00

Говоря о бессмысленности и риске «шашечек», часто обращаются к такому сравнению: вы же в переполненном магазине не бегаете? Но никто не демонстрировал, как нелепо это выглядит со стороны. Корреспонденты Onliner.by решили исправить упущение: пригласили легкоатлета, который согласился, подражая торопыгам, быстро перемещаться в потоке пешеходов. Сразу оговоримся, что за время сюжета ни один человек не пострадал — профессиональный спортсмен всякий раз старался оставлять себе запас пространства и времени. Как проходил забег в помидорных рядах Комаровского рынка, читайте в нашем репортаже.

«Едва не попал в ДТП на МКАД как раз из-за „шашечника“»

Александр Красовский — неоднократный чемпион Беларуси по легкой атлетике, бронзовый призер чемпионата Европы, а также Кубка Европы. Говорит, что стометровку преодолевает за 11,2 секунды. Но его коронная дистанция — бег на 400 метров. Именно легкоатлета мы попросили поучаствовать в нашем эксперименте.

Компанию ему составит Юрий Краснов, который, кажется, до сих пор не до конца отошел после «Автобоев». Напомним, в финале его «вынесли» два противника, скооперировавшиеся друг с другом. «Я живой, все нормально», — пользуясь случаем, успокаивает ведущий рубрики.

Теперь ему предстоит вновь поучаствовать в соревнованиях, правда в другой дисциплине, где он явно не так хорош, как за рулем автомобиля.

Если сравнивать, то в беге ведущий «Разборов...» скорее напоминает семейный минивэн, например Dodge Caravan, а Александр — Audi TT.

Во время разминки Юрий интересуется: «Саша, ну ты же ездишь за рулем? А как относишься к постоянным перестроениям, к „шашечкам“, как их называют в народе».

— Ну плохо, — слышим в ответ ожидаемое. — Через пару сотен метров нагоняешь эти автомобили, они обычно стоят на светофоре.

Александр за рулем около четырех лет. Вспоминает, как едва не попал в ДТП на МКАД как раз из-за «шашечника»: «Водитель, видимо, очень спешил. Всех опережал, потом резко перестроился в крайний левый ряд. А впереди была камера скорости, ну он и дал по тормозам. Ехавшие сзади тоже стали резко останавливаться. В результате четыре машины столкнулись впереди меня и еще четыре позади. Меня каким-то чудом это не коснулось. Ну а „шашечник“ как ни в чем не бывало уехал».

Заходит речь о том, как ведут себя торопыги на дороге и в жизни. Многие наверняка наблюдали, как быстрый водитель шустро заезжает на парковку. По идее, раз человек спешит, значит, есть причина. Сейчас, наверное, выскочит из салона и быстрым шагом направится по делам. Но нет, неспешно выходит, смахивает пыль с капота и трусит к ближайшему торговому центру.

— Я расскажу, как еще бывает, — берет слово ведущий «Разборов...». — Водитель торопится, всех опережает. Потом — бац! Попал в ДТП. Достает телефон и говорит: «Алло, я не приеду, задерживаюсь». Вопрос: и стоило ли спешить, если два часа потеряешь на оформление, потом кучу времени — на восстановление машины? Еще, возможно, и пешком будешь ходить.

Разминка на стадионе: кто быстрее на спецтрассе?

Стадион сравнивают со спецтрассой, где движение закрыто и можно развивать высокую скорость. Это отличное место для тренировок и демонстрации физических возможностей. Кто реально заботится о здоровье, а не обнажает торс на публике, привлекая внимание, тот наверняка приходит сюда.

Заметьте, в автомобильном мире происходит точно так же. Сейчас есть возможность арендовать площадку, как и поступают некоторые автоклубы.

Ну а «шашки» в городе — это банальный выпендреж и настойчивый поиск неприятностей на пятую точку. Разумного в этом ничего нет: выигрыш во времени в лучшем случае составит всего пару минут. Но какой ценой! Сколько раз рискует попасть в ДТП или кого-нибудь подрезать водитель, который постоянно перестраивается.

На старт, внимание, марш! Сразу очевидна разница в подготовке. Александр легко отрывается от соперника, обеспечивая временной задел. Хотя Юрий, склонив голову, старается изо всех сил.

Итог: Красовский финиширует за 11,2 секунды, Краснов — за 14 секунд с гаком.


Предлагаем немного скорректировать условия забега. На стадионе как раз появляется группа ребятишек. Вот же вполне реальная ситуация, когда надо опередить, маневрируя в плотном потоке. Да так, чтобы никто из окружающих не пострадал. Понятно, скорости не те, хотя Александр ловко обходит мальчишек и девчонок. Юрий с отставанием, но тоже нагоняет детей. А те веселятся, кажется, не понимая, что происходит.

В середине дистанции привносим новшество, выкатывая под ноги футбольный мяч. Александр потом признáется, что заметил препятствие, успел оценить расстояние и не испугаться. Отметим, это профессиональный спортсмен с отменной реакцией. Если бы все автомобилисты могли так же ориентироваться и останавливать машину... Правда, нужно еще учитывать состояние, массу и скорость транспортного средства.

— Ты такой ловко хоба, хоба. А я им бибикал, то есть кричал: «В сторону, в сторону!» — делится эмоциями после финиша Краснов. — На дороге то же самое происходит. Например, ты нагоняешь водителя, а он вдруг решает уйти в сторону, перестроиться или совершить поворот.

У многих на лице недоумение: что они делают на тротуаре?..

Теперь перемещаемся на улицу Куйбышева, где на тротуарах днем почти всегда людно. Это словно загородная трасса, на которой можно выполнять маневры обгона и опережения, хотя всегда есть другие «автомобили». Главная проблема в том, что в относительно спокойном пространстве водитель решается на маневр, причем внезапно...

— Смотрите, сколько выходов из магазинов, кто-то может выйти оттуда или неожиданно свернуть за продуктами. В общем, реальные условия городской среды, где всегда можно столкнуться с эффектом неожиданности, — настраивается перед забегом Юрий.

Побежали! Снова Александр отрывается, легко минуя прохожих. Он оставляет пространство и время, чтобы при необходимости отпрыгнуть в сторону или ускориться.

А вот ведущий рубрики в один из моментов действует довольно опасно: нагоняет женщину с коляской и буквально втискивается перед встречным прохожим. Точно так же себя ведут «шашечники» на дорогах, не находите?

Но главное другое: реакция окружающих. У многих на лице явное недоумение. Что за погоня? Они спешат на троллейбус? Где-то пожар?

— Хороший пример того, что происходит на дороге. Хаотичное движение, непредсказуемые действия окружающих, и ты весь из себя такой спешащий, — усмехается Александр. — Опасно!

— Например, ситуация с коляской... Вдруг женщине захочется взять левее или правее, а ты же этого не знаешь, — поддерживает Юрий. — Но ты запланировал маршрут. И потом придется в кусты «уезжать».

Оба соперника признают, что наибольшая опасность возникала в моменты, когда они кого-то нагоняли.

— В дорожном движении такое случается, когда догоняешь медленного водителя, — проводит аналогию Краснов. — Он начинает перестраиваться вправо, но ты же быстрее, и оба-на!

«Самое интересное, что такие торопыги потом предъявляют претензии, дескать, почему ты мне не уступил? А как уступить, когда секунду назад тебя там еще не было?»

Продолжаем тренировать терпение прохожих и икроножные мышцы ведущего «Разборов...». Соперники выполняют очередной забег на тротуаре, ловя удивленные взгляды окружающих. Эмоции у бегунов схожие: странно и небезопасно в случае сложно предсказуемых действий прохожих.

Третью попытку предпринимают возле входа в здание Комаровского рынка. Распугивая голубей, Юрий и Александр несутся в толпу покупателей с сумками и тележками. В какой-то момент Краснову приходится маневрировать, а Красовский даже вынужден перепрыгнуть птиц, клюющих хлебные крошки. Как-то не вяжется это с суетливой жизнью на главной площади Комаровки.

Но на дороге такие действия почему-то не выглядят столь же неуместно, хотя, будьте уверены, в спину торопыгам наверняка летят десятки проклятий.

— Было проблемно увернуться от бабушек. Они нас не слышали и никак не реагировали, — замечает Александр.

— А передо мной старушка стала метаться, не зная, куда ей деваться, — вспоминает Юрий. — Я потому от тебя и отстал немножко.

«На дороге иногда встречаются двое торопыг, которые начинают соревноваться между собой. Так вот у первого явное преимущество, поскольку у него лучше обзор дороги. А второй — в менее выгодном положении, но в состоянии азарта он больше склонен к риску. Так же вышло и у нас: ты бежал нормально, а у меня шансов врезаться в людей было больше»

Забег по помидорным рядам. Неожиданный итог

А теперь самое сложное. Предполагается, что Юрий и Александр будут бежать по проходу между торговыми рядами, где большое скопление людей. Главное, чтобы продавцы не забросали гнилыми томатами!

— Обещаем, что никого не собьем, — заверяет ведущий «Разборов...».

Происходит неожиданное! Краснов вдруг оказывается впереди и не дает спортсмену никаких шансов. Понятно, что скорости ниже, но не только в этом дело.


— Ты по определению быстрее меня, но в павильоне я опередил. С чем это связано? — радуется Юрий. — У тебя опыта вождения — четыре года, а у меня больше, и я быстрее соображаю, куда прыгнуть — влево или вправо. А ты осторожничаешь, хотя, наверное, тоже мог бы быть впереди.

На наш взгляд, на результат повлияло то, что для маневров догоняющему требовалось слишком много места, а дистанция небольшая. Даже у сильного противника в таких условиях нет шансов на победу. Точно так же и на дороге.

— Даже с учетом того, что я могу развить скорость выше, мне просто не хватает пространства обогнать, — подтверждает Александр. — Зато я увидел реакцию продавцов... Глаза у них были круглые.

Удалось услышать лишь обрывки разговоров: «А что они бегают как угорелые?», «Что стряслось?», «Может, украли что?»

Покупатели тоже явно не в восторге. Многие недовольно оглядывались, отходили в сторонку от двоих, решивших устроить соревнование в людном месте.

— Для окружающих быстрые и стремительные действия в людском потоке выглядят абсолютно нелепыми. А среди автомобилей — нет. Хотя это так же бессмысленно, как быстро прыгать взрослому человеку на одном месте (если только он не сгоняет таким образом вес), — заключает Краснов.

Что, если каждый десятый станет играть в «шашечки»?

Устав от забегов, соперники перемещаются в автомобиль. Юрий — за рулем. Первым делом он пытается сымитировать действия «шашечников», соблюдая ПДД: опережает «медленных» водителей, совершает ряд перестроений, резко тормозит. Это скорее называют агрессивным стилем вождения. И все равно проезд завершается остановкой на красный сигнал светофора. Окружающие явно недовольны. Поймали пару гневных взглядов.

— Вот так люди ездят, иногда без включения поворотников, — кажется, ведущий рубрики добился желаемого эффекта. — Нравится тебе?

— Как-то опасно, — Александр вжимается в сиденье. — Инстинктивно искал ногами педали, чтобы притормозить. Еще хотелось за ручку схватиться.

«А люди ездят и не понимают, что творят. Повторим мысль: „шашечники“ так ездят только потому, что им позволяют это делать другие. Просто представьте, если бы 10% водителей совершали постоянные перестроения и опережения в потоке. Начался бы хаос!»

А сейчас ведущий «Разборов...» едет в привычной манере, спокойно. «Знаете, как понять, что вы набрали опасную скорость? Пассажир, с которым вы до этого разговаривали, вдруг замолкает или хватается за ручку. Хороший водитель должен учитывать состояние пассажиров. Вряд ли кому-то понравится, если он то повисает на ремне безопасности, то его резко отбрасывает на спинку сиденья», — говорит Краснов.

По его словам, при агрессивном стиле езды сложнее вовремя заметить припаркованные машины, знаки, сигналы светофоров. «А сейчас я готов притормозить, если кто-то случайно подрежет, или остановиться перед пешеходом, вышедшим на красный», — замечает наш водитель.

— Так приятнее, — соглашается Александр. — Не укачивает. Можно расслабиться.

— Вот вам совет: хотите ездить аккуратно — управляйте автомобилем так, будто находитесь за рулем лимузина, — рекомендует Юрий.


— Не занимайтесь «шашечками» на дороге, — призывает напоследок Краснов. — А лучше занимайтесь спортом, чтобы всегда быть в тонусе!

Найти персонального тренера можно с помощью сервиса «Услуги»

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by