Участок проспекта Независимости в районе станции метро «Восток» всегда загружен трафиком. Здесь расположен крупный транспортный узел, рядом развязка с кольцевой, плюс это главное направление для въезда в Уручье и соседние районы, а также для выезда за город в направлении Жодино и Борисова. Авария на такой дороге всегда влечет заметные последствия, а уж если машина оказывается на крыше, едва не вылетев на автобусную остановку, то нужно серьезно разбираться в обстоятельствах. Разобраться нам поможет Юрий Краснов, преподаватель, инструктор по вождению.
Напомним, что ДТП случилось 25 января около 17:20. Один из участников — 31-летний водитель Hyundai — ехал по проспекту Независимости со стороны улицы Жасминовой в направлении улицы Кирилла Туровского. «При перестроении он проявил неосмотрительность к дорожной обстановке и ее изменениям, в результате чего совершил боковое столкновение с двигавшимся по соседней полосе автомобилем Renault, от удара потерял управление и опрокинулся», — озвучили предварительную информацию в ГАИ Минска.
В Hyundai работал видеорегистратор.
Даже спустя неделю у метро «Восток» легко найти последствия случившейся аварии: ограждение заметно изогнулось от удара, оперлось на дерево, растущее здесь. В траве можно найти красные обломки корпуса Hyundai.
Место ДТП находится сразу за остановкой общественного транспорта, которая здесь необычайно длинная и загруженная. Участок в 250 метров прямо напротив торгового центра используется автобусами и троллейбусами многих маршрутов, городскими и междугородними маршрутками, а также прочим транспортом, который высаживает или подбирает пассажиров возле метро и Dana Mall.
Представить, что в 17:20 крайняя правая полоса — автобусная — была свободна, очень сложно, пусто здесь не бывает почти никогда.
— Очень длинная остановка, плюс есть выделенная полоса для общественного транспорта. На проспекте вообще в правый ряд особо никто не лезет, а конкретно на этом участке в нагруженные часы стараются не ехать даже во второй полосе, куда как раз и выруливают все эти автобусы и маршрутки с остановки. Все это сильно тормозит движение, — замечает Краснов.
Строго говоря, ни Hyundai, ни Renault вообще не должны были оказаться там, где они столкнулись. Полоса выделена для движения общественного транспорта, впереди пересечение проспекта с улицей Кирилла Туровского, но до участка, где можно перестроиться вправо для поворота, еще ехать и ехать. Разметка есть, она видна, хоть к ее качеству можно придраться. Последняя из нанесенных к настоящему моменту разметок — сплошная. Но под ней просматривается предыдущая — прерывистая. Кого-то это может ввести в заблуждение. Впрочем, водители могли ехать по хорошо знакомому маршруту и понимать, что именно они делают и почему.
— Есть характерный провоцирующий фактор: из правой полосы на перекрестке разрешено движение как направо, так и прямо. Водители, которые знают эту особенность, могут попытаться проскочить трудное место, опередить поток справа и рвануть по проспекту дальше, — подмечает преподаватель. — На остановке могут стоять автобусы или троллейбусы, а перед ними в правой полосе образуется свободное пространство, и кто-то из водителей может захотеть туда перестроиться. Чем это грозит — мы увидели.
Возможно, не лишним был бы кирпич на знаке для движения прямо: общественный транспорт, двигаясь по установленным маршрутам, игнорировал бы его, а все остальные не совались бы в правый ряд попусту. При условии, что все эти остальные всерьез относятся к требованиям знаков.
— Один водитель едет в потоке, хочет тихонько перестроиться и не видит опасности — по автобусной полосе ведь никто не должен ехать. Где-то за ним другой водитель приближается на скорости, ищет пространство, куда можно влезть. Один перестраивается, и в него сзади прилетает другой, — озвучивает версию ведущий рубрики.
— Не будем забывать, что теперь правилами предусмотрена возможность движения электромобилей по полосе для общественного транспорта. Владельцам таких авто мы напоминаем: если вы подъезжаете к месту, где поток замедлился или вообще остановился, то нужно понимать, что перед вами кто-то может попытаться перестроиться — будьте готовы, снижайте скорость, — предупреждает инструктор.
С ходу припомнить такое ДТП пока сложно. И удельный вес «электричек» в общем потоке невелик, да и водители часто не помнят, что у них есть такая привилегия. Помните, Краснов на Tesla вез елку к Новому году? И ведь никто в машине тогда не вспомнил, что можно ехать по автобусной полосе, — катили наравне со всеми.
Возвращаемся к учебной доске, чтобы разобрать ситуацию детально.
Судя по тому, что у Hyundai задняя часть осталась относительно целой, удар Renault последовал в правый бок именно в момент перестроения. Можно, конечно, предположить, что водитель Hyundai перед перестроением вообще не посмотрел в зеркало, но вполне возможно, что он смотрел, но не увидел опасности — полоса казалась ему пустой.
— Это ДТП молодых водителей. Не в смысле опыта, а с точки зрения возраста. Потому что молодой парень — это всегда горячий парень, который торопится, который хочет всех опередить. Он шустрый, у него реакция, у него соображалка — он ищет, как бы ему проскочить. Не хватает опыта и рассудительности, чтобы понять, что можно нарваться на неприятности, — говорит Краснов.
По его словам, зачастую в подобных ДТП виновным признают водителя, совершавшего перестроение. Вне зависимости от того, двигался ли едущий следом автомобиль в той же полосе изначально или резко перестроился туда.
Правила дорожного движения (п. 59):
При перестроении, выезде на трамвайные пути, съезде с них водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно, без изменения их направления движения.
Хотя известны и другие примеры. В частности, когда речь идет не только о повреждениях транспортных средств. Тогда возбуждается уголовное дело, назначаются специальные экспертизы и устанавливается причинно-следственная связь между действиями водителей и наступившими последствиями.
— Многие водители вспомнят еще пункт ПДД, запрещающий перестраиваться в правый ряд для опережения. Хотя не все правильно понимают, что он означает, — продолжает ведущий рубрики.
Правила дорожного движения (п. 79.3):
При трех и более полосах движения в данном направлении запрещается производить перестроение на крайнюю правую полосу движения в целях опережения по ней.
— Каждый водитель должен понимать: если ты догоняешь машину, которая движется значительно медленнее тебя, то нельзя перестраиваться в другую полосу на скорости, следует сначала снизиться примерно до скорости этой машины и тогда уже менять ряд. Смысл в том, что если в другой полосе будет какое-то препятствие, то, перестроившись туда на скорости, вы не оставите себе места для маневра. А если делать это примерно со скоростью автомобиля впереди, то в случае чего будет возможность хотя бы вернуться в свою полосу, — объясняет Краснов.
Что касается требования, сформулированного в ПДД, то соблюдают его не все — мы видим это каждый день. Но всерьез контролировать это сложно.
— Ты перестроился, не желая никого опережать, а средний ряд вдруг начинает тормозить по какой-то причине. И ты невольно оказываешься впереди. Или перестраивался и не хотел опережать, а потом вдруг планы поменялись. Трудно определяется именно намерение перестроиться ради опережения, — говорит преподаватель.
— Важный момент: в ПДД написано, что перестраиваться в целях опережения запрещено только в правую полосу. Потому что водитель в машине сидит слева и ему хуже видно, что происходит справа. Но на самом деле в левый ряд на скорости ехать тоже нельзя. Водитель при перестроении старается смотреть в зеркало и может не увидеть, что делается впереди в другой полосе. А времени и пространства для реакции уже может не быть, — предупреждает Краснов.
При этом сам водитель, выполняющий перестроение, должен понимать возможные риски.
— Допустим, он собирается перестроиться, при этом едет аккуратно, смотрит в зеркала, все делает по правилам. Откуда ему знать, что сзади, например, кто-то летит, играя в шашки, то есть внезапно перестраивается из полосы в полосу? Ты вроде и видел, что полоса свободная, ты мог десять раз в этом убедиться, прежде чем начать перестроение, но только туда сунулся, как другой выскочил именно в этот момент и был быстрее. Это конфликт интересов: у людей была одна и та же задумка, но реализация происходила на разной скорости, — рассуждает инструктор.
Юрий Краснов, преподаватель, инструктор по вождению:
— В ПДД сказано, что каждый участник дорожного движения, соблюдающий правила, может рассчитывать на то, что и другие их будут соблюдать (п. 7.2). Хотя стоило бы написать, что хоть ты и соблюдаешь правила, ты должен помнить, что другие их могут не соблюдать — это больше соответствует нашей действительности.
— Водителя, который неспешно перестраивается, обычно называют чудаком. Он может не очень хорошо видеть обстановку, верит одному взгляду в зеркало: посмотрел — никого нет, и думает, что никого и не будет. Так это не работает. И в подобные аварии попадают люди, которые перед перестроением в зеркало смотрят, а в момент начала маневра уже нет. Мой совет: когда вы совершаете перестроение, даже в самый последний момент еще раз посмотрите в зеркало. И если видите, что кто-то летит, прекратите перестроение, — призывает Краснов.
Это не означает, что в ситуации один прав, а другой не прав.
— Нельзя на скорости выскакивать из-за машины. Нельзя на скорости нестись мимо стоящего или медленно двигающегося потока. Хотите понять, на что это похоже? Придите в супермаркет, возьмите тележку и попробуйте с ней на скорости побегать между людей и стеллажей — что у вас получится? Это шуточное сравнение, не бегайте по супермаркетам. Но суть должна быть ясна, — говорит ведущий рубрики строгим тоном. — Еще одна опасность такого поведения — в его внезапности. Ведь водители не ведут себя так постоянно — соответственно, у остальных нет возможности к этому подготовиться. Люди спокойно едут и не ожидают подвоха, поэтому и попадают в неприятности.
Такие ДТП и случаются именно тогда, когда резкий парень встречается со спокойным парнем.
Плохая новость в том, что даже Краснов не верит, что всех удастся переучить и перевоспитать.
— На дороге всегда будут такие водители. Всегда кто-то получает права, начинает выезжать самостоятельно. Сначала такому автомобилисту тяжело: он не все видит, попадает в какие-то неловкие ситуации. Потом происходит наработка навыка восприятия, он начинает лучше видеть обстановку, у него начинают появляться автоматические навыки управления автомобилем. И вырастают крылья, он чувствует, что ему легко. И вот такие играют в шашки, перестраиваются вслепую. Причем зачастую их не переубедишь. Ты ему говоришь, что так делать опасно, а у него один ответ: «Мне пофиг, это их проблемы». Он считает, что может ехать как хочет, а остальные должны успеть его увидеть, должны успеть уступить. Но ситуации разные бывают, иногда и трагичные — так уж ли пофиг будет тогда? — всерьез спрашивает инструктор.
Вспоминается авария, которая произошла на проспекте Дзержинского в сентябре 2018 года. Тогда Audi, которая на большой скорости двигалась по правой полосе, столкнулась с перестраивающимся туда Mercedes, после чего Audi отбросило в конструкцию аварийного выхода станции метро. Виновным в том ДТП признали именно водителя Audi, суд назначил ему два года исправительной колонии.
Те, кто не смотрит в зеркала во время перестроения, тоже будут. Вот так нарвется один на другого — и жди беды. Зачем тогда мы обо всем этом рассказываем? Чтобы хоть кто-то вспомнил строгий взгляд Краснова и его добрый совет, когда это будет необходимо.
— Какие выводы мы делаем? Если ты резкий парень, то нужно ехать аккуратнее рядом с потоком, который двигается медленнее. Нельзя перестраиваться на скорости, если в других полосах машины едут не так быстро. Нельзя перестраиваться, догоняя другую машину, нужно снизиться примерно до ее скорости. А если ты спокойный парень, то надо несколько раз перепроверять обстановку на дороге: смотреть в зеркала и до перестроения, и во время перестроения, в том числе глянуть лишний раз в самом начале маневра — а не появился ли вдруг сзади резкий парень? — подводит итог преподаватель.
Бонус-трек. Вернемся к теме, которую рассматривали в предыдущем выпуске: светофоры, стрелки, дополнительные секции. Поступил вопрос от читательницы: где и для чего применяется светофор с допсекцией для движения прямо? Отвечает Юрий Краснов.
У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by