Не будем таить, китайские машины пока не завоевали полноценного признания у белорусов. Однако многие свыклись: в нынешних условиях выбор невелик, а потому лучше взглянуть на Юго-Восток, чем продолжать смотреть в пол. Компании, занимающиеся привозом машин, констатируют: спрос однозначно возрос, особенно в последний месяц — на волне демпинга и играющей на руку покупателям разницы в курсах валют. Оказавшись на автосалоне в Шанхае вместе с представителями компании WESTMOTORS, предлагающей помощь в подборе и доставке машин в том числе из Китая в Беларусь, мы решили выяснить, как выглядит процесс покупки нового авто в КНР с привозом в Минск. Конечно, с описанием нюансов, подводных камней и цен.
В топе импорта модели Zeekr, Li, Volkswagen ID, Changan, Honda (M-NV и e:NS), а также Geely и Voyah. У последних двух брендов есть дилеры в нашей стране, потому ввозить стали активнее.
Читая сообщения про новинки в Китае, нельзя не удивиться местным ценам. Для внутреннего рынка производители не задирают стоимость на авто. Тут стоит учитывать, что за получение номера госрегистрации и постановку на учет в КНР нужно поучаствовать в лотерее и заплатить 85 тысяч юаней (чуть больше $12 тыс.), как говорят, сверху.
В последние месяцы появилась и другая причина демократичного формирования цен — демпинг, ценовая война. Все началось с Tesla — в октябре 2022 года Илон Маск сбросил цены на свои модели в КНР, чтобы опередить по продажам BYD (они там главные конкуренты). Вслед за этим прайсы стали снижать и другие производители, чтобы оставаться на волне. В среднем скидки достигают 4—5 тысяч долларов.
Еще один удобный для покупки фактор — девальвация юаня. В марте 2022 года, когда, например, был представлен Li L9, он стоил почти 460 тысяч юаней — как и сейчас. Но тогда курс был 6,34 юаня за доллар. А сейчас — 7,22. Пересчитываем. Выходит, год назад люксовый гибридный кроссовер стоил $72 500, а сегодня — $63 680. Разница — почти 10 тысяч.
С учетом всего перечисленного разница в ценах при покупке машины из КНР с теми образцами, что можно найти на белорусском рынке, составит минимум 5 тысяч долларов (в эквиваленте), на дорогие модели — вплоть до 10 тысяч.
Надо сказать, путь, который предстоит пройти покупателю от поиска объявления до первой поездки, подойдет не для каждого. Безусловно, самостоятельно купить авто из Китая возможно, но следует учитывать множество «подводных камней». О них и поговорим с Сергеем Колядичем, руководителем китайского направления компании WESTMOTORS.
Для начала нужно определить бюджет. Помним, что, в отличие от импорта из США, мы покупаем новый, небитый автомобиль. К сумме, которая есть на руках, стоит добавить около 5 тысяч на доставку и утильсбор, а также сумму растаможки. Напомним, с точки зрения таможенных платежей оптимальным вариантом считается машина с объемом двигателя до 1,5 литра, идеальным — электромобиль со ставкой 0,00 евро. Для ДВС никто не отменял 140-й указ о льготной 50-процентной растаможке, львиную долю импортных автомобилей растаможивают именно с его помощью. Но абсолютное большинство импорта авто из КНР — «электрички». В нашей стране созданы столь выгодные условия для их покупки, что в Беларусь едут и «соседи». Констатируют: спрос большой и не прекращает расти.
Где искать? Основными сайтами для поиска считают три: autohome.com.cn, dongchedi.com и auto.sohu.com. Как несложно догадаться, все они на китайском языке, потому стоит заранее позаботиться о встроенном в браузер переводчике.
Выбрав нужный вариант, покупатель общается не с непосредственным продавцом. С экспортом в Беларусь из Китая все непросто. Местный дилер не может просто передать в нашу страну машину, он обязан действовать через посредника-экспортера, который имеет специальную лицензию на такой род деятельности. Лицензию выдает министерство коммерции КНР. Случается, китайские посредники-перекупы (да, там их тоже полно) или сомнительные фирмы, на минимальном уровне знающие английский язык, представляются экспортерами, хотя таковыми не являются. Отличить их от реальной компании на удалении невозможно. Поэтому белорусские компании, специализирующиеся на помощи в доставке авто, самостоятельно ездят в Китай, знакомятся лично с экспортерами в их офисах, изучают документы партнеров, сверяют VIN выставленных в сети на продажу автомобилей с реальными — таким образом убеждаются в истинности заявлений экспортера. Посредник же, во-первых, работает за маржу, а во-вторых, может просто присвоить деньги (особенно стоит опасаться гонконгских счетов).
После нужно переслать сумму (в долларах или юанях) за автомобиль этому экспортеру. С Китаем в этом вопросе нет таких проблем, какие встречаются при покупке из США или Европы. Ограничений нет, можно не опасаясь санкций заплатить из Беларуси, обратившись в банк. Комиссия составляет в среднем 1—1,5 процента от стоимости перевода.
Не все знают, но в КНР зачастую продают машины без ковров — даже если речь о максимальной комплектации. Это стоит учитывать и заранее заказать вместе с самим автомобилем. Наиболее продуманные покупатели заодно заказывают и набор фильтров и других расходников на 2—3 года.
Если экспортер окажется на самом деле таковым и сделка состоится, возникнет вопрос доставки. Китайцы порой стремятся сэкономить: доставить к контейнеру на железной дороге не один автомобиль на автовозе с единственным погрузочным местом, а сразу несколько на многоместном автовозе — так выходит дешевле. Для покупателя это будет означать ожидание в три недели — ведь все машины сначала нужно собрать. На одноместном автовозе срок 4 дня.
Сейчас машины — высокотехнологичные гаджеты. Их нужно активировать — желательно на китайский виртуальный номер конечного покупателя. В противном случае будет недоступен функционал мобильного приложения управления авто (а это и дистанционный запуск, и поиск на карте, и включение обогрева/кондиционера, и данные о зарядке для EV). Кроме того, нельзя будет привязать новый ключ в случае утери «родного». О необходимости активации на номер покупателя некоторые китайцы не знают, используют любой попавшийся. В итоге могут возникнуть проблемы с передачей мастер-аккаунта.
Есть машины с автопилотом. Для запуска его работы нужно проехать около 20 км (лучше в Китае), включив определенную функцию, чтобы лидары заработали. Предупредить об этом многие поставщики забывают. В итоге лидары могут стать бесполезными устройствами, а их цена вложена в конечный прайс за авто (минимум 3,5 тысячи).
Наконец, автомобиль добрался до поезда. В контейнер помещается либо два, либо три среднеразмерных автомобиля. Первый вариант — более предпочтительный. Во втором одна из машин находится в диагональном положении, а это всегда риск при тряске на железной дороге. С другой стороны, так дешевле. Одним словом, загрузку и крепление авто в контейнере приходится контролировать. Иначе клиент может получить новую машину как минимум с поцарапанными дисками.
Еще один нюанс — перед загрузкой в контейнер электрокар нужно поставить в спящий режим, чтобы не работали все системы и он не разряжался в пути, отключить плюсовую клемму аккумулятора.
Сергей обращает внимание, что за всеми этими нюансами следят специалисты компании, требуют предоставить подробные фото- и видеоотчеты перед погрузкой контейнера в поезд для того, чтобы убедиться, что согласованная схема погрузки полностью соблюдена. Если человек решается на самостоятельную покупку, ему самому придется включаться в контроль на каждом этапе.
Спустя 20—25 дней поезд приезжает в белорусскую столицу, на ж/д станцию Колядичи. И тут возникает вопрос с так называемой раскредитацией контейнера: его нужно снять с полосы, очистить, заплатить сбор, нанять контейнеровоз, погрузить, оформить транзитную декларацию (едут ведь машины нерастаможенными). Процедура обходится примерно в 1 тысячу у. е. в эквиваленте на один контейнер и займет примерно три дня у частного неподготовленного лица.
Есть важное обстоятельство. Порой китайцы могут указать в качестве получателя только одного человека, а в контейнере ведь две машины. Потому профессионалы советуют указать аккредитованного агента — такого, у которого на станции есть свои сотрудники. В бумагах могут перепутать VIN, стоимость, ФИО получателя или указать, например, что в контейнере прибыло две Voyah, а на самом деле там два Zeekr (реальный инцидент). Бывали случаи, из-за ошибок с документами приходилось проводить реэкспорт (вновь вывозить контейнер за границу и возвращать в РБ — за деньги, конечно). Чаще всего китайский продавец не проявляет желания исправить ситуацию со своей стороны: мол, машину я отправил, документы у вас есть, какие могут быть вопросы? Проблема ложится на плечи покупателя.
Далее новый владелец с паспортом отправляется на СВХ получать свой автомобиль. Напомним, машины до трех лет должны пройти обязательную оценку независимого эксперта. Декларант требует предоставить фото машины, оригинал сертификата на авто (китайцы иногда забывают, нужно напоминать на стадии доставки) и другие документы. После этого автомобиль наконец попадает в пользование нового владельца.
Топ продаж авто с привозом из Китая выглядит следующим образом:
— Li L9 от $66 100;
— Li L8 от $53 800;
— Zeekr X от $32 200;
— Zeekr 001 от $43 900;
— Voyah Free от $43 800;
— BYD Song PLUS EV от $29 500;
— BYD Dolphin от $20 700;
— Geely Atlas Cool от $23 600;
— Geely Geometry E от $14 500;
— Volkswagen ID.3 от $21 900;
— Honda e:NP1/e:NS1 от $22 800.
Как уже было сказано, в последнее время из КНР стали чаще возить Geely и Voyah. Просто потому что в нашей стране есть официальные дилеры с сервисными центрами. Разница между ценами купленной в шоуруме машины и привезенной из Китая может доходить до 10 тысяч долларов из расчета. Но следует помнить о гарантии от дилера, которой лишены автомобили, привезенные по параллельному импорту. Нельзя забывать и про обеспеченность «официалов» запчастями. Если сравнивать цены описанного способа с прайсами белорусских автохаусов на те же модели, разница будет составлять около $5 000 в эквиваленте.
Компания WESTMOTORS оказывает услуги подбора и организации доставки автомобилей из Китая, США, Европы, Кореи и ОАЭ в Беларусь.
Подробную консультацию по приобретению автомобилей из-за границы можно получить у специалистов компании по телефону +375 29 170 70 01 (Telegram, Viber, WhatsApp).
Читайте также:
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by