Прощаясь с 2016-м, многие клянут его на чем свет стоит. Но надо отметить, что наряду с плохими новостями (увы, куда без них) были и хорошие. Например, презентовали электробус и появились шансы сделать общественный транспорт более удобным и комфортным. На рынок перевозок приходили новые сервисы. Продолжали строиться дороги и развязки. Вспоминаем десять важных, на наш взгляд, новостей и тенденций уходящего года.
Все говорит о том, что общественный транспорт в Минске получит ускорение и приоритет. В конце года пробную поездку совершил электробус производства завода «Белкоммунмаш». Двадцать таких машин поступят в распоряжение города.
Это своего рода тренд: общественный транспорт наконец стал получать бонусы. Ранее на важном участке проспекта Независимости установили соответствующие знаки и нанесли разметку, были проведены показательные рейды, а в будущем камеры станут следить, кто выезжает в «чужой» ряд.
Есть и другие технологии, которые уже испытывают в столице. Например, умные светофоры при приближении общественного транспорта будут включать для его направления зеленый свет. И это лишь часть планируемых новшеств. Важное заявление на итоговой пресс-конференции сделал председатель Мингорисполкома Андрей Шорец: «Наша основная задача состоит в том, чтобы сделать движение общественного транспорта удобнее, комфортнее и быстрее, чем использование личного авто».
Никогда еще столько внимания не было привлечено к проблеме аварийности. Каждый день мы сообщаем о дорожных происшествиях с тяжелыми и не очень последствиями. Аварии происходят как при типичных обстоятельствах, скажем, в результате конфликта левого поворота, так и при исключительном совпадении ряда факторов на обочинах междугородних дорог и тротуарах городов.
Шоком для правоохранительной системы стало происшествие с врио начальника ГАИ Барановичского района, который в пьяном виде насмерть сбил женщину. На днях Следственный комитет сообщил: «Женщина двигалась по пешеходному переходу. Скорость Opel составляла свыше 60 км/ч, а по результатам следственного эксперимента удалось определить видимость пешехода с места водителя — она составила 3 секунды до момента наезда». Вскоре после резонансного ДТП министр внутренних дел Игорь Шуневич предупредил, что всех инспекторов проверят на полиграфе.
Несмотря на ряд громких происшествий, в Беларуси фиксируется снижение числа учетных аварий. По данным пресс-службы УГАИ МВД на конец года, их количество уменьшилось на 14% (произошло 3,5 тыс. таких ДТП), людей погибло на 14% меньше (более 550 человек), чем в прошлом году.
Одним из безусловных успехов стало внедрение концепции «Добрая дорога» в Минске (одобрен второй этап, рассчитанный на пять лет), где также зафиксировано снижение тяжелой аварийности. В перспективе такой опыт может быть масштабирован для всей Беларуси.
Сейчас непростое время для экономики, но дорожное строительство в Беларуси не останавливалось. Так, в июле открыли важный участок гомельской трассы (от Бобруйска до Жлобина). Раньше запланированного запустили движение на развязке Независимости — Филимонова в Минске. А в конце 2016-го введена в эксплуатацию МКАД-2. Расчетная скорость движения по трассе — 120 км/ч. Особенностью ее стало широкое применение цементобетона, который специалисты называют более долговечным, чем обычная асфальтобетонная смесь.
Одним из наиболее важных проектов в 2017-м должна стать развязка проспект Дзержинского — первое городское кольцо. В ее составе предусмотрено три железнодорожных путепровода и один автодорожный. Строительство планируется начать в первом квартале.
Рынок пассажирских перевозок весь год трясло (в том смысле что градус повышался). Хотя представители Uber категорически отрицают, что являются прямым конкурентом традиционному такси, но некоторые считают иначе. В феврале компания запустила в Минске бюджетный UberX, что сразу вызвало ажиотаж. Несколько недель спустя о начале работы на нашем рынке объявил популярный в России сервис Яндекс.Такси. А в конце года о планах внедрить в Беларуси каршеринговый проект заявили сотрудники компании DriveTime.
Традиционным перевозчикам пришлось реагировать: кто-то обновлял автопарк, кто-то запускал приложения, кто-то повышал клиентоориентированность водителей.
Так или иначе многие отмечают, что уровень сервиса вырос. Пассажиры меньше жалуются на хамство, громкую музыку и прокуренные салоны автомобилей. Конкуренция в действии — а значит, клиент может быть спокоен.
Велодвижение в городах страны получило стимул: на тротуарах появилась соответствующая разметка. Однако она далека от совершенства. Часто пешеходы вынуждены пересекать дорогу велосипедистам и наоборот. В итоге начали возникать конфликты. В некоторых ситуациях все обходится руганью, в других участники ссор переходят к кулачным боям.
Апогеем нарастающего конфликта стал инцидент на улице Притыцкого в Минске, когда велосипедист нанес удар битой пешеходу (17-летний юноша получил черепно-мозговую травму). Фотография, сделанная очевидцем, была широко растиражирована. Вскоре личность мужчины была установлена и его задержали.
Судебное заседание вызвало широкий резонанс. Велосипедист был приговорен к пяти годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии усиленного режима. В Минском городском суде рассмотрели апелляцию, оставив приговор без изменений. Однако у обвиняемого была возможность обжаловать решение в Верховном суде. Неизвестно, воспользовался ли он этим правом.
После обвала цен на автомобили (в долларовом эквиваленте), который случился два года назад, наступило некоторое затишье. Можно сказать, что ситуация стабилизировалась. В законодательство были оперативно внесены отдельные изменения, которые существенно ограничили «серый» ввоз автомобилей. В частности, введены временные номерные знаки.
Наибольшим спросом на рынке новых автомобилей, разумеется, пользуются «бюджетники» российской сборки. А лидерство прочно удерживает дилер Renault, предлагающий лизинговые программы. В этом году был представлен кроссовер Kaptur, который сразу стал популярен у нас.
В целом эксперты характеризуют нынешнюю ситуацию как вялотекущую. Однако в конце года ее подогрела новость о возможном ограничении с 1 января ввоза подержанных автомобилей из-за границы, если у тех отсутствует устройство вызова экстренных оперативных служб.
Цены на нефть в течение 2016 года постоянно менялись. Однако на стоимости топлива это не отразилось. Удивительный факт: бензин и ДТ в Беларуси последний раз дорожали почти два года назад!
«Однако мы видим, что назрела необходимость повышения розничных цен», — ранее недвусмысленно предупреждал концерн «Белнефтехим». Среди объективных причин назывались увеличение цены нефти для наших заводов, подорожание акцизов на нефтепродукты, девальвация белорусского рубля.
«Например, на 1 июля 2015 года цена 1 литра бензина АИ-92 на внутреннем рынке (1,11 рубля) равнялась $0,72, а на 10 ноября 2016 года — всего лишь $0,58. Снижение цен в долларовом эквиваленте составило около 20%, — отмечали специалисты. — При этом розничная цена дизельного топлива в Литве, Латвии и Польше в 1,7—1,8 раза выше белорусской, в Украине — в 1,2 раза. Бензин АИ-95 в Литве дороже в 2 раза, чем у нас, в Латвии и Польше — в 1,9 раза, в Украине — в 1,4 раза, в России цена АИ-95 паритетна белорусской».
Нельзя сказать, что в 2016 году погода сильно испытывала нас. Не было крепких морозов, державшихся неделями, и не случилось повторения «Хавера». За весь год ненастье пришлось пережить лишь однажды — 13 июля. Дождь длился всего четверть часа, но этого хватило, чтобы превратить улицы столицы в реки — фиксировались подтопления (на улице Немиге, возле станции метро «Пушкинская», около Комаровского рынка и так далее). Массово падали деревья, в том числе на автомобили, находившиеся в движении (рухнуло около 4 тыс. деревьев, повреждено более трехсот машин). В Минске в результате стихии пострадало 37 человек. Ураган нанес большой урон не только в городах, но и в сельской местности.
По-настоящему возмутила многих история Натальи, которая выезжала из Польши на своем BMW X6 и была остановлена пограничной службой соседней страны. Та выяснила, что дорогой кроссовер находится в розыске по линии Интерпола.
«Машина куплена в Минске в салоне „Автоидея“ в 2013 году. И я являюсь первым и единственным ее владельцем. За эти три года машина пересекала границу Польши шесть раз (дважды в год). И никаких проблем и вопросов не возникало!» — рассказала нам владелица автомобиля. Представители дилера подтвердили, что автомобиль был приобретен в минском салоне под заказ в индивидуальной комплектации.
Только к концу года дело сдвинулось с мертвой точки. Польские пограничники обещают вернуть машину владелице после получения необходимых документов из Интерпола. Нужно отметить, что это не единственный подобный случай. Как правило, в розыске оказываются дорогие кроссоверы. По словам специалистов, это известная мошенническая схема: в России регистрируется «двойник» автомобиля, а потом подается заявление о его угоне. Вопросов возникает много. А был ли вообще «двойник»? Куда он пропал? В любом случае с проблемами приходится разбираться законному владельцу легально приобретенного автомобиля.
В 2016-м не стало неожиданностью расширение сети платных дорог (с 1 ноября в национальную систему электронного сбора платы за проезд по платным дорогам BelToll дополнительно включен 101 километр). Не было сюрпризом для минчан и взимание платы за парковку на некоторых центральных улицах. А вот возможное введение платы за въезд в Минск взбудоражило многих. Поначалу разговоры казались несерьезными, но в конце года председатель Мингорисполкома подтвердил, что такая инициатива рассматривается: «Есть предложение сделать платным въезд в центр города вообще для всех, используя систему BelToll. И каждый, проезжая, будет понимать, что он должен заплатить». А как оно будет, посмотрим в 2017-м…
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by