18 820
31 декабря 2016 в 18:10
Автор: Андрей Журов. Фото: архив auto.onliner.by

Презентация электробуса, плата за въезд в Минск, приговор велосипедисту с битой… Десять итогов 2016-го

Автор: Андрей Журов. Фото: архив auto.onliner.by

Прощаясь с 2016-м, многие клянут его на чем свет стоит. Но надо отметить, что наряду с плохими новостями (увы, куда без них) были и хорошие. Например, презентовали электробус и появились шансы сделать общественный транспорт более удобным и комфортным. На рынок перевозок приходили новые сервисы. Продолжали строиться дороги и развязки. Вспоминаем десять важных, на наш взгляд, новостей и тенденций уходящего года.

Презентация электробуса. Приоритет общественному транспорту

Все говорит о том, что общественный транспорт в Минске получит ускорение и приоритет. В конце года пробную поездку совершил электробус производства завода «Белкоммунмаш». Двадцать таких машин поступят в распоряжение города.

Это своего рода тренд: общественный транспорт наконец стал получать бонусы. Ранее на важном участке проспекта Независимости установили соответствующие знаки и нанесли разметку, были проведены показательные рейды, а в будущем камеры станут следить, кто выезжает в «чужой» ряд.

Есть и другие технологии, которые уже испытывают в столице. Например, умные светофоры при приближении общественного транспорта будут включать для его направления зеленый свет. И это лишь часть планируемых новшеств. Важное заявление на итоговой пресс-конференции сделал председатель Мингорисполкома Андрей Шорец: «Наша основная задача состоит в том, чтобы сделать движение общественного транспорта удобнее, комфортнее и быстрее, чем использование личного авто».

Несмотря на ряд громких ДТП, тяжелая аварийность снижается

Никогда еще столько внимания не было привлечено к проблеме аварийности. Каждый день мы сообщаем о дорожных происшествиях с тяжелыми и не очень последствиями. Аварии происходят как при типичных обстоятельствах, скажем, в результате конфликта левого поворота, так и при исключительном совпадении ряда факторов на обочинах междугородних дорог и тротуарах городов.

Шоком для правоохранительной системы стало происшествие с врио начальника ГАИ Барановичского района, который в пьяном виде насмерть сбил женщину. На днях Следственный комитет сообщил: «Женщина двигалась по пешеходному переходу. Скорость Opel составляла свыше 60 км/ч, а по результатам следственного эксперимента удалось определить видимость пешехода с места водителя — она составила 3 секунды до момента наезда». Вскоре после резонансного ДТП министр внутренних дел Игорь Шуневич предупредил, что всех инспекторов проверят на полиграфе.

Несмотря на ряд громких происшествий, в Беларуси фиксируется снижение числа учетных аварий. По данным пресс-службы УГАИ МВД на конец года, их количество уменьшилось на 14% (произошло 3,5 тыс. таких ДТП), людей погибло на 14% меньше (более 550 человек), чем в прошлом году.

Одним из безусловных успехов стало внедрение концепции «Добрая дорога» в Минске (одобрен второй этап, рассчитанный на пять лет), где также зафиксировано снижение тяжелой аварийности. В перспективе такой опыт может быть масштабирован для всей Беларуси.

Дороги и развязки продолжали строить и открывать

Сейчас непростое время для экономики, но дорожное строительство в Беларуси не останавливалось. Так, в июле открыли важный участок гомельской трассы (от Бобруйска до Жлобина). Раньше запланированного запустили движение на развязке Независимости — Филимонова в Минске. А в конце 2016-го введена в эксплуатацию МКАД-2. Расчетная скорость движения по трассе — 120 км/ч. Особенностью ее стало широкое применение цементобетона, который специалисты называют более долговечным, чем обычная асфальтобетонная смесь.

Одним из наиболее важных проектов в 2017-м должна стать развязка проспект Дзержинского — первое городское кольцо. В ее составе предусмотрено три железнодорожных путепровода и один автодорожный. Строительство планируется начать в первом квартале.

Вслед за Uber пришел сервис Яндекс.Такси, к запуску готовится проект по каршерингу

Рынок пассажирских перевозок весь год трясло (в том смысле что градус повышался). Хотя представители Uber категорически отрицают, что являются прямым конкурентом традиционному такси, но некоторые считают иначе. В феврале компания запустила в Минске бюджетный UberX, что сразу вызвало ажиотаж. Несколько недель спустя о начале работы на нашем рынке объявил популярный в России сервис Яндекс.Такси. А в конце года о планах внедрить в Беларуси каршеринговый проект заявили сотрудники компании DriveTime.

Традиционным перевозчикам пришлось реагировать: кто-то обновлял автопарк, кто-то запускал приложения, кто-то повышал клиентоориентированность водителей.

Так или иначе многие отмечают, что уровень сервиса вырос. Пассажиры меньше жалуются на хамство, громкую музыку и прокуренные салоны автомобилей. Конкуренция в действии — а значит, клиент может быть спокоен.

Обострение отношений между велосипедистами и пешеходами

Велодвижение в городах страны получило стимул: на тротуарах появилась соответствующая разметка. Однако она далека от совершенства. Часто пешеходы вынуждены пересекать дорогу велосипедистам и наоборот. В итоге начали возникать конфликты. В некоторых ситуациях все обходится руганью, в других участники ссор переходят к кулачным боям.

Апогеем нарастающего конфликта стал инцидент на улице Притыцкого в Минске, когда велосипедист нанес удар битой пешеходу (17-летний юноша получил черепно-мозговую травму). Фотография, сделанная очевидцем, была широко растиражирована. Вскоре личность мужчины была установлена и его задержали.

Судебное заседание вызвало широкий резонанс. Велосипедист был приговорен к пяти годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии усиленного режима. В Минском городском суде рассмотрели апелляцию, оставив приговор без изменений. Однако у обвиняемого была возможность обжаловать решение в Верховном суде. Неизвестно, воспользовался ли он этим правом.

Относительное затишье на рынке новых автомобилей

После обвала цен на автомобили (в долларовом эквиваленте), который случился два года назад, наступило некоторое затишье. Можно сказать, что ситуация стабилизировалась. В законодательство были оперативно внесены отдельные изменения, которые существенно ограничили «серый» ввоз автомобилей. В частности, введены временные номерные знаки.

Наибольшим спросом на рынке новых автомобилей, разумеется, пользуются «бюджетники» российской сборки. А лидерство прочно удерживает дилер Renault, предлагающий лизинговые программы. В этом году был представлен кроссовер Kaptur, который сразу стал популярен у нас.

В целом эксперты характеризуют нынешнюю ситуацию как вялотекущую. Однако в конце года ее подогрела новость о возможном ограничении с 1 января ввоза подержанных автомобилей из-за границы, если у тех отсутствует устройство вызова экстренных оперативных служб.

Стоимость топлива по-прежнему заморожена

Цены на нефть в течение 2016 года постоянно менялись. Однако на стоимости топлива это не отразилось. Удивительный факт: бензин и ДТ в Беларуси последний раз дорожали почти два года назад!

«Однако мы видим, что назрела необходимость повышения розничных цен», — ранее недвусмысленно предупреждал концерн «Белнефтехим». Среди объективных причин назывались увеличение цены нефти для наших заводов, подорожание акцизов на нефтепродукты, девальвация белорусского рубля.

«Например, на 1 июля 2015 года цена 1 литра бензина АИ-92 на внутреннем рынке (1,11 рубля) равнялась $0,72, а на 10 ноября 2016 года — всего лишь $0,58. Снижение цен в долларовом эквиваленте составило около 20%, — отмечали специалисты. — При этом розничная цена дизельного топлива в Литве, Латвии и Польше в 1,7—1,8 раза выше белорусской, в Украине — в 1,2 раза. Бензин АИ-95 в Литве дороже в 2 раза, чем у нас, в Латвии и Польше — в 1,9 раза, в Украине — в 1,4 раза, в России цена АИ-95 паритетна белорусской».

Последствия стихии: тысячи поваленных деревьев, сотни поврежденных автомобилей

Нельзя сказать, что в 2016 году погода сильно испытывала нас. Не было крепких морозов, державшихся неделями, и не случилось повторения «Хавера». За весь год ненастье пришлось пережить лишь однажды — 13 июля. Дождь длился всего четверть часа, но этого хватило, чтобы превратить улицы столицы в реки — фиксировались подтопления (на улице Немиге, возле станции метро «Пушкинская», около Комаровского рынка и так далее). Массово падали деревья, в том числе на автомобили, находившиеся в движении (рухнуло около 4 тыс. деревьев, повреждено более трехсот машин). В Минске в результате стихии пострадало 37 человек. Ураган нанес большой урон не только в городах, но и в сельской местности.

Задержание на границе дорогих автомобилей

По-настоящему возмутила многих история Натальи, которая выезжала из Польши на своем BMW X6 и была остановлена пограничной службой соседней страны. Та выяснила, что дорогой кроссовер находится в розыске по линии Интерпола.

«Машина куплена в Минске в салоне „Автоидея“ в 2013 году. И я являюсь первым и единственным ее владельцем. За эти три года машина пересекала границу Польши шесть раз (дважды в год). И никаких проблем и вопросов не возникало!» — рассказала нам владелица автомобиля. Представители дилера подтвердили, что автомобиль был приобретен в минском салоне под заказ в индивидуальной комплектации.

Только к концу года дело сдвинулось с мертвой точки. Польские пограничники обещают вернуть машину владелице после получения необходимых документов из Интерпола. Нужно отметить, что это не единственный подобный случай. Как правило, в розыске оказываются дорогие кроссоверы. По словам специалистов, это известная мошенническая схема: в России регистрируется «двойник» автомобиля, а потом подается заявление о его угоне. Вопросов возникает много. А был ли вообще «двойник»? Куда он пропал? В любом случае с проблемами приходится разбираться законному владельцу легально приобретенного автомобиля.

Расширение сети платных дорог и парковок. Платный въезд в Минск

В 2016-м не стало неожиданностью расширение сети платных дорог (с 1 ноября в национальную систему электронного сбора платы за проезд по платным дорогам BelToll дополнительно включен 101 километр). Не было сюрпризом для минчан и взимание платы за парковку на некоторых центральных улицах. А вот возможное введение платы за въезд в Минск взбудоражило многих. Поначалу разговоры казались несерьезными, но в конце года председатель Мингорисполкома подтвердил, что такая инициатива рассматривается: «Есть предложение сделать платным въезд в центр города вообще для всех, используя систему BelToll. И каждый, проезжая, будет понимать, что он должен заплатить». А как оно будет, посмотрим в 2017-м…

Шредеры в каталоге Onliner.by

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by