22 676
07 октября 2017 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

«Появление Subaru нужно было предвидеть». Разбор типичного пути от дома до работы

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

На прошедшей неделе случилось несколько серьезных аварий, в которых пострадали люди. Так, произошло столкновение троллейбуса и грузовика на проспекте Дзержинского, на следующий день на тротуар улицы Чкалова вылетел Peugeot, сбивший пожилую женщину. Но мы решили отойти от привычного сценария разбора ДТП. Поводом стало письмо читателя. Михаил предложил не разбирать ситуацию, когда уже что-то плохое случилось, а поговорить о типичных опасностях: «Чтобы не возникало мыслей вроде „ну это дураки столкнулись, я же умный, не допущу такого”».

Идея такая: Юрий Краснов садится рядом с водителем, который едет по обычному маршруту, и следит за его действиями и подмечает ошибки. Потом обсуждаем ситуацию. Сразу скажем: по-настоящему аварийная обстановка возникла лишь один раз.

— Это не от недоверия, мне необходимо отслеживать ситуацию, и такой способ подходит лучше всего, — размещает дополнительное зеркало заднего вида Юрий Краснов, усевшись в Chrysler Михаила.

Юрий Краснов и Михаил, водитель Chrysler

На самом деле назвать нашего водителя курсантом язык не поворачивается. Права он получил 13 лет назад, успел поездить не только в Беларуси, но и за рубежом, в частности в США. В его семье два автомобиля — Volkswagen Polo (хетчбэк) и Chrysler Town&Country. Обычно минивэн берет супруга: у пары трое детей (1,5 года, 6 и 9 лет), которых вечно нужно куда-то отвозить. Но в этот раз Михаил сам садится за руль американского автомобиля.

— Все водители хотят доехать из точки А в точку Б. Их цель — добраться без приключений, но иногда они все равно попадают в аварии, — рассуждает Михаил. — Как я вижу, существуют два наиболее распространенных сценария. Первый — когда водители совершают реально идиотские действия. Но это меня интересует в меньшей степени. Как говорится, если ты едешь на красный, то будь готов... А вот вторая ситуация менее однозначная. Люди вроде бы ничего страшного не совершают, но в ДТП все же попадают. Почему? Хочу в этом разобраться. Ведь если человек информирован, какие действия лучше не совершать, то сможет предотвратить любую ситуацию.

Один из факторов минского феномена, по мнению Юрия Краснова, — это две разные модели поведения водителей в зависимости от их информированности. Кто-то едет по знакомому пути и знает, когда и в какой момент нужно перестраиваться. А кто-то не в курсе и, увидев очередь из поворачивающих налево, начинает резко метаться.

Эта проблема характерна для Минска. Знаки и светофоры находятся в разных точках улиц и перекрестков. При реконструкции и капремонте проекты стараются типизировать, как сделано на Западе. Смысл в том, чтобы дорога была предсказуемой и понятной.

А если нужно постоянно перестраиваться — это сразу возмущение, конфликт, потенциальная опасность. Получается, двойная задача для всех водителей. Нужно не только знать, как ехать, но еще предсказывать действия окружающих, не так хорошо информированных.

Ежедневный маршрут Михаила пролегает из микрорайона Сухарево в центр города, где расположен офис, в котором он работает. Сразу заметно, что водитель Chrysler управляет автомобилем очень спокойно, без резких движений, при этом едет со скоростью потока.

Первым наблюдением эксперт делится на перекрестке улиц Якубовского и Шаранговича, когда Михаил решает повернуть налево из средней полосы (такой маневр на Т-образном перекрестке разрешен): «Наш водитель принимает чуть правее и отслеживает водителя слева».

Если бы все автомобилисты так поступали, например, при повороте с улицы Романовская Слобода на улицу Немигу, быть может, не сносили бы приснопамятный дорожный знак…

— Чем плоха улица Пономаренко? — замечает Юрий Краснов, когда мы выезжаем на эту улицу. — Полосы узкие. Кто-то едет спокойно, а кто-то начинает ускоряться. Карманы для левых поворотов выделены не везде — в результате начинаются перестроения.

— Наибольшая опасность возникает, когда и в попутном, и во встречном направлениях движутся два автобуса или троллейбуса, которые не всегда помещаются в ширину полосы, а их еще пытаются опередить, — подключается к разговору Михаил.

По его словам, он хорошо знает все потенциально конфликтные точки на трех маршрутах, по которым можно добраться до его работы.

Обращаем внимание, что наш водитель почти всегда создает запас расстояния и времени. Волнующий многих минских автомобилистов вопрос: «А что если в „пробел” кто-то вщемится?» Для Михаила противоречия нет: пожалуйста! Так, перед нами перестроился таксист. Какие проблемы?

— В Америке тебе в такой ситуации всегда уступят. Если включил «поворотник», то полчаса проситься не нужно, — говорит Михаил. — Хотя там много других нюансов. В одних штатах поворот направо на красный сигнал светофора разрешен, в других — запрещен. Еще есть так называемые аll stop перекрестки. У нас равнозначные пересечения подразумевают движение, а там — остановку. Чувствуете разницу?

Собственно говоря, это и есть принцип использования общего пространства, когда право разбираться предоставляется участникам дорожного движения на месте. Считается, что так безопаснее: всегда нужно ориентироваться по реальной ситуации, а не теоретизировать.

Перед выездом на первое городское кольцо Юрий Краснов предупреждает об особенностях движения по магистралям: «Водители стремятся выехать на проспект, чтобы потом ускориться. Есть момент ожидания, мол, вот стоит только добраться до проспекта Дзержинского или Независимости, а там…»

В самом деле, эксперты различают магистральный тип движения и характерные ДТП, связанные с превышением скорости, выездом на встречную полосу (как на проспекте Независимости).

Нам нужно повернуть на первое кольцо с улицы Харьковской. Маневр левого поворота Михаил собирается выполнять из крайней правой полосы. При этом горит дополнительная секция, разрешающая поворот направо.

— Если установлен знак 5.8.1 «Направления движения по полосам», который разрешает прямо и направо или, как в нашем случае, направо и налево, то мы имеем полное право здесь находиться. Неправы те, кто сигналит (как на перекрестке улицы Красной и проспекта Машерова), — объясняет Юрий Краснов. — Как я понимаю, Михаил хорошо знает, что стрелка гаснет быстро. А вот если она долго горит и есть возможность стать в другую сторону, то лучше не блокируйте ряд. Это водительская этика.

— Бывают дорожные конфликты у вас? — спрашиваем у нашего водителя.

— Как у всех — иногда случается, не по моей инициативе, пару раз даже пытались «учить». Хотя ничего такого не замышлял. Иногда рад съехать правее, но не получается. Как реагирую? С пониманием… Обратно «учить» не пробовал. Зачем?

По-настоящему опасный момент возникает, когда Chrysler выезжает на первое кольцо. Ситуация достаточно тривиальная: движемся в крайней правой полосе. Ближе к краю проезжей части с помощью разметки выделен карман для автобусной остановки. Внезапно нас справа опережает водитель Subaru.

— Черт, я его даже не видел, — эмоционально реагирует Михаил, появление Legacy стало для него полной неожиданностью.

— Да, надо отслеживать таких водителей. Обратите внимание: машина со спойлером, диски золотистого цвета. Вероятно, водитель рассчитывает на конкурентные преимущества. Хотя разметка запрещает там движение, но пространство позволяло, чем он и воспользовался, — комментирует Юрий Краснов.

Присматриваемся к стилю вождения водителя Subaru. Попав в затор, он быстро успокаивается. Собственно, ускоряться просто некуда.

— Водитель в возрасте. Думаю, он так не постоянно ездит, а рискует только время от времени, — предполагает эксперт.

Как признается наш водитель, он давно не реагирует на такие подрезания. Хотя раньше эмоционально вовлекался. Давняя проблема: общий неуспокоенный стиль вождения провоцирует других на нервную езду. Это цепная реакция. Как ее остановить?

Все очень просто: агрессивная манера не направлена против кого-то лично, и если вас опередили, то это не означает, что оппонент недооценивает ваше мастерство… Не принимайте на свой счет.

Можно сказать, что для Михаила характерно держаться на дороге правее. Он неплохо читает дорожную обстановку, заранее перестраивается, прогнозирует действия соседей по потоку.

Абсолютно спокойный водитель, — соглашается Юрий Краснов, когда мы благополучно прибываем на служебную парковку Михаила. — Думаю, ему на пользу пошла стажировка в Америке. Но вот интересный момент: вроде бы все делал правильно, ситуацию отслеживал, а Subaru прозевал. Хотя мог бы предсказать его появление.

— В теории спрогнозировать ситуацию можно было, но… — вздыхает Михаил. — В завершение хочется сказать: следите за своим состоянием и состоянием дороги. И помните, что на знакомых маршрутах может подстерегать вот такой сюрприз.


— Итак, 555-й закон безопасного поведения на дороге: даже если ты движешься по знакомому маршруту, всегда нужно быть начеку, — подытоживает выпуск Юрий Краснов.

Логические настольные игры в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. sk@onliner.by