348
12 июня 2018 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: auto.onliner.by
Вид из космоса хороший, а ходить как? О проектировании пешеходных путей. Восемь примеров из Минска

Обычно на бумаге проект пешеходных путей выглядит красиво, но после воплощения нередко оказывается нежизнеспособен. Вопреки замыслу люди не ходят по траектории квадратов, трапеций и октаэдров, а выбирают наиболее логичный маршрут — срезают наискосок, идут напрямик. Иногда это вызывает негодование городских служб или собственника территории, и тогда появляются ограждения, что в свою очередь вызывает ответную реакцию прохожих. Наблюдать за таким противостоянием лучше сверху. Предлагаем подборку характерных фотографий, сделанных с дрона в Минске.

Пр. Любимова: имеет значение каждый метр

Вот пример того, как работает человеческая логика. Взгляните на пр. Любимова (в районе дома №33), где расположен нерегулируемый переход и остановка общественного транспорта. Вроде бы продуманы асфальтовые дорожки, которые ведут к точкам притяжения. Но люди не хотят ходить под углом 90 градусов. Проще же наискосок, правда? И даже если экономия составляет всего пару десятков метров, нет никаких сомнений в том, какой путь выбрать.

А эта серия снимков — хорошая иллюстрация того, насколько рационально мыслят люди. Тропинки (их еще нежно называют «протоптышами») ведут к пешеходным переходам и остановкам. Имеет значение каждый метр! Обратите внимание: официальной пешеходной дорожки возле остановки оказалось недостаточно — большое число людей обходят ее также с другой стороны, куда выводит еще одна тропинка.

Мог ли проектировщик представить такое? Именно поэтому в Швеции возле новостроек поначалу обычно не прокладывают дорожки, а ждут, когда дома заселятся и люди сами определят, как им удобнее, так сказать проголосуют ногами. Потом тропинки мостят тротуарной плиткой.

МКАД (возле Чижовского кладбища): получается третий вариант

Еще более наглядное доказательство того, что люди склонны выбирать наикратчайший путь (удивительно, да?), даже если он пролегает через поле. Эти фотографии были сделаны непосредственно возле минской кольцевой дороги. Тропинка ведет от подземного перехода к Чижовскому кладбищу.

Официальный путь можно распознать по асфальтовому покрытию. Однако народная стежка, протоптанная сотнями пар ног, явно не менее популярна.

Перед городскими властями в таких случаях возникает дилемма: учесть интересы людей, легализовав путь (положив тротуарную плитку), или пытаться противостоять этому. Часто же выходит третий вариант, когда все остается как есть.

Парк им. Уго Чавеса: не только где, но и сколько

Наиболее характерная ситуация наблюдается в рекреационных зонах, где тоже есть логика в перемещениях. В парке им. Уго Чавеса (находится в пределах улиц Казимировской, Неманской и Колесникова) тропинки расположились весьма нетипично для сознания проектировщика. Мог ли кто-нибудь в графическом редакторе нарисовать что-то подобное? Вряд ли...

Обратите внимание: народные стежки не только дают понимание того, где люди ходят, но также сообщают об интенсивности движения. Это может подсказать требуемую ширину проектируемой дорожки.

Киевский сквер: существуют как официальные пути, так и тропинки

Если парк им. Уго Чавеса был разбит сравнительно недавно, то Киевский сквер является одним из самых старых в городе. Однако по-прежнему там существуют как официальные пути, так и тропинки. В дождь и слякоть последние покрываются грязью, ходить неудобно, обувь пачкается. Можно сказать, дескать, сами виноваты — нужно было ходить по тротуарной плитке, но это спор с логикой и рационализмом горожан.

В столице есть большая проблема: пешеходные пути проектируются по остаточному принципу. Считается, что важнее обеспечить проезд для автомобилей, а пешеходы как-нибудь сами разберутся — смогут обойти, перепрыгнуть или придумают что-то еще.

Ул. Бурдейного: люди по-прежнему идут мимо перехода

Откроем небольшой секрет: некоторые типичные нарушения можно увидеть на картографическом сервисе. С помощью фотографий, сделанных со спутника, хорошо видно, где в основном пересекают дорогу люди. Так, на ул. Бурдейного тропинки выводят мимо пешеходного перехода.

Именно по этому пути бежал ребенок, которого сбили в сентябре 2016-го. Как установила ГАИ, мальчик появился из-за припаркованных автомобилей.

Как мы убедились, люди по-прежнему пересекают проезжую часть в этом месте. И хотя рядом находится «зебра», жители микрорайона не ходят кругами, а предпочитают срезать путь. С одной стороны, пойти у них на поводу и сделать еще один переход будет неверно, с другой...

Притыцкого — Кунцевщина: ограждай — не ограждай...

Иногда пешеходы сталкиваются со своеобразной реакцией: выбранные ими пути пытаются загородить или же поток направляется туда, куда угодно собственнику территории и городским службам.

Мол, по плитке, я сказал, нечего топтать газоны!

Понятно, что работает это далеко не всегда. Например, на ул. Притыцкого (возле ТЦ Green City) кто-то поставил цветочницы возле остановки общественного транспорта. Ощущение, что сделано это для защиты газона от посягательств пешеходов. Но судя по виду сверху, помогло не очень.

Как показывает практика, противостояние в таких случаях заканчивается в пользу прохожих, которым по какой-то причине показалось мало площади остановочного пункта. В данном случае бывший газон используется как место посадки-высадки пассажиров.

Это типично для остановок возле конечных станций метро (в направлении выезда из города). Логично, конечно, было бы учитывать такие потребности горожан.

Ул. Богдановича: на пути появился забор

Похожий пример с ул. Богдановича. Направляясь к скверу, многие срезали путь через газон. Ну не хотелось людям ходить по траектории в 90 градусов! Вероятно, это кому-то не нравилось, и недавно там появилось ограждение — что примечательно, с одной стороны.

Реакция последовала незамедлительно: один из «пролетов» вскоре оказался поврежден. Интересно, чем закончится это противостояние. С одной стороны, собственник территории недвусмысленно заявил о правах и часть людей наверняка приняла правила игры, с другой — последовал симметричный ответ.

Ул. Кальварийская: «услышали» ноги людей

Завершим подборку позитивным примером, когда людей услышали и сделали для них удобно. Да-да, речь идет о Минске, точнее, об ул. Кальварийской. Недавно построенный жилой комплекс до сих пор отрезан от улицы строительным забором: возводят медицинский центр и надо подождать еще чуть-чуть. В общем, стандартная для города история.

Жильцы нашли короткий путь к метро — он проходит под путепроводом и идет вдоль железной дороги.

Некоторое время, как пишут сами жители комплекса на форуме Onliner.by, приходилось месить грязь, особенно в непогоду. Но вот чудеса! Недавно там сделали вполне себе цивилизованную тротуарную дорожку, установили фонари и даже облагородили территорию вдоль.

Кажется, мелочь? Ну как посмотреть. Представьте, что один человек экономит пять минут на то, чтобы дойти до метро. Значит, десять минут в день, пятьдесят минут (по-скромному берем только рабочие дни) в неделю. Остается умножить на число потенциальных пользователей — получаются тысячи и миллионы рублей в год...

Палки для скандинавской ходьбы в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by