1097
11 июня 2019 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

ГАИ: «В большинстве ДТП с пешеходами усматривается вина водителей». В Минске усилен контроль на переходах

Сейчас в фокусе вновь проблема наездов на пешеходов. В первую очередь внимание вызвано ростом числа таких происшествий, причем все чаще людей сбивают прямо на «зебре». В большинстве случаев усматривается вина водителей. Спецподразделение Минской ГАИ отрабатывает похожий сценарий, что и в случае с каршерингом: мониторинг ведется в скрытом режиме из гражданского автомобиля. Оттуда информация поступает второму экипажу, который осуществляет патрулирование на служебной машине. Читайте репортаж Onliner с ключевых перекрестков города.

«Мне горела стрелка, а им — красный!»

Пересечение улиц Городской Вал и Немига. Самый центр города, где днем всегда много людей вне зависимости от погодных условий. Два автомобиля ГАИ (в гражданском исполнении и в обычной милицейской окраске) останавливаются в кармане остановочного пункта. Один из них расположен так, чтобы объектив служебного регистратора был направлен на пешеходный переход.

Двое инспекторов занимают места по обе стороны от «зебры». На случай, если водитель создаст аварийную обстановку, а также чтобы была возможность опросить пешехода для протокола. Еще трое сотрудников ГАИ находятся по ходу движения автомобилей. Их задача — остановить водителей, не пропустивших людей.

Буквально через несколько минут инспекторы замечают маневр женщины за рулем Volkswagen Golf: при повороте направо она выныривает во второй ряд и, по мнению инспекторов, не выполняет требование о пропуске пешеходов.

— Все получилось одновременно, — объясняет водитель уже в служебной машине ГАИ. — Мне горела стрелка. Я даже растерялась: либо по тормозам бить, либо... Но они даже не ступили. Ни один пешеход не ступил на асфальт. Ни один! Стрелка-то мне горела, а им — красный свет. Такая спорная ситуация...

Постепенно женщина все больше распаляется, у нее на лице появляются слезы.

— Возможно, вы не совсем сориентировались в ситуации, — успокаивает ее сотрудник ДПС.

— Да не так было! Им горел красный свет, а мне — стрелка...

Обычно в таких случаях автомобилистам советуют следить за своими действиями и выполнять требования, предписанные ПДД (в данном случае — пункта 100), а не рассуждать за других.

«При повороте налево или направо водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим (пересекающим) проезжую часть дороги (по пешеходному переходу, а при его отсутствии по линии тротуаров или обочин), на которую он поворачивает» (пункт 100 ПДД).

Инспектор оформляет постановление по части 6 статьи 18.14 КоАП:

— Штраф составит одну базовую величину (сейчас — 25,5 рубля). Только оплатить нужно в течение месяца, иначе он увеличится на две базовые.

«Невыполнение лицом, управляющим транспортным средством, требований дорожных знаков или разметки (за исключением выезда на полосу встречного движения) либо нарушение правил расположения транспортных средств на проезжей части, а равно непредоставление лицом, управляющим транспортным средством, преимущества в движении маршрутному транспортному средству, пешеходам, иным участникам дорожного движения — влекут предупреждение или наложение штрафа в размере от одной до пяти базовых величин» (часть 6 статьи 18.14 КоАП).

Несмотря на то что постановление подписано, женщина, направляясь к своему автомобилю, высказывает все, что думает по поводу ситуации:

— Стоит ваш инспектор... Он что, видел стрелку? Я бы остановилась, если бы они пошли... Я знаю, что здесь милиция стоит и пропускать надо.

Последнее замечание — в десяточку. Действительно, перекресток выбран неспроста. В январе этого года на нем было зафиксировано ДТП с участием пешехода. Водитель Renault Scenic именно при повороте направо совершила наезд на девушку (1996 г. р.), которая пересекала проезжую часть на мигающий зеленый сигнал светофора, сказано в сводке.

Пешеход шла слева направо по ходу движения автомобиля, то есть уже завершала переход дороги. Девушка вынуждена была обратиться за помощью к медикам.

ГАИ: «В основном людей сбивают на пешеходных переходах»

Проходит не более десяти минут, как сотрудник ГАИ реагирует на проезд пешеходного перехода водителем Toyota Camry. Девушка-пешеход заметно снижает скорость, заметив темный седан. При этом в соседней полосе таксист на Geely терпеливо ждет.

За рулем японской машины находится мужчина. С постановлением не спорит. «Говорит, отвлекся на другой автомобиль и поехал», — передают его объяснения инспекторы.

«Не заметил», «отвлекся», «он появился из ниоткуда» — самые типичные объяснения водителей, даваемые после совершения ДТП.

Это только кажется, что все пешеходные происшествия на «одно лицо». Эксперты классифицируют аварии по причинам, факторам, обстоятельствам и предлагают для каждого типа свои контрмеры. Например, наезд на пьяного на МКАД требует ограничения продажи алкоголя и установки эффективной системы ограждения.

Несколько лет назад большой проблемой были наезды мусоровозов на пожилых людей во дворах домов. Во время заседания рабочей группы по анализу аварийности было предложено оборудовать спецавтомобили звуковыми сигналами, которые автоматически включались бы при движении задним ходом. Это решение позволило снизить число таких ДТП.

— Однако не все так просто, — говорит заместитель руководителя спецподразделения Минской ГАИ Сергей Зараник. — Сейчас все основные очаги аварийности погашены, а места происшествий с пешеходами разбросаны по всему городу. Проследить закономерности становится сложнее, но мы обратили внимание, что в последнее время людей все чаще сбивают именно на пешеходных переходах.

С января по май в Минске зафиксировано 106 наездов на пешеходов (на 27,7% больше по сравнению с теми же месяцами прошлого года). В результате этих происшествий 9 человек погибли, 100 получили травмы.

«37 наездов произошли на регулируемых переходах, 34 — на нерегулируемых. Учтите также, что ДТП фиксировались в жилой зоне, на тротуарах и пр.», — отмечают в ГАИ.

Рост аварийности расходится с трендом последних лет: число дорожных происшествий в Минске снижалось именно за счет уменьшения количества аварий с участием пешеходов. Основная заслуга в этом — «спящих полицейских» и светофоров. Теперь выявилась новая тенденция, изменить которую будет не так просто.

— В большинстве ДТП с пешеходами усматривается вина водителей, — продолжает Сергей Зараник. — Из 106 происшествий 70 случились по вине автомобилистов.

Вот еще один характерный случай. В конце мая водитель (1984 г. р.) Lada Vesta при повороте налево с ДС «Дружная» на улицу Толстого совершила наезд на девушку (1989 г. р.), пересекавшую проезжую часть на разрешающий сигнал светофора.

Маневр поворота налево сложный вдвойне. Сначала нужно пропустить встречный поток автомобилей, а затем — не забыть уступить пешеходам. Неопытный водитель может забыть или не учесть, но легче от этого пострадавшему не будет.

«Предоставлять доказательства будем только во время разбора»

Инспекторы перемещаются на другой оживленный перекресток — ул. Красной и пр. Машерова. Тут также интенсивный поток, много поворачивающих направо и налево. Практически в каждый светофорный цикл улицу пересекают пешеходы. Однако уступают им не всегда.

Одновременно сотрудники ДПС останавливают водителей Toyota Camry и Chevrolet Niva.

Первый с ходу соглашается с нарушением. Второй вроде бы не спорит, но высказывает некоторые сомнения.

— Видите, где находится пешеход? Вот он стоит, а потом — за вами, — демонстрируют фотографии инспекторы. — Если человек вышел на проезжую часть, а вы в непосредственной близости проехали — это уже непропуск. Здесь даже о двух полосах говорить не приходится. Так вы с нарушением согласны?

— Ну, показали... — пожимает плечами водитель.

Через некоторое время появляется то ли знакомый, то ли коллега автомобилиста и просит продемонстрировать снимки ему тоже. «Это типично, когда водители пытаются найти хоть какую-то уловку, чтобы уйти от ответственности, — комментирует Сергей Зараник. — Только когда убеждаются, что доказательства имеются, соглашаются подписать протокол. Мы хотим уйти от такой практики и предоставлять доказательства только во время разбора в ГАИ при вынесении решения».

Параллельно сотрудники ДПС замечают Hyundai Creta, который стоит близко к пешеходному переходу. Водителя просят переставить машину. Для автомобилиста все ограничивается устным предупреждением.

А буквально через несколько минут снова начинает говорить радиостанция. Инспекторы из гражданского автомобиля передают коллегам: «Остановить Volkswagen Sharan. Непропуск пешехода».

— Уважаю и понимаю, — мужчина ссылается на спешку.

Его аргументы выслушивают, но постановление все же составляют. Как говорят в ГАИ, сейчас не до поблажек.

Очередной водитель, которого решают остановить, едет на Opel Vectra. За рулем — 19-летний юноша. Ему вменяют сразу три нарушения — непропуск пешехода, непройденный техосмотр, невключенный ближний свет фар.

С последними двумя парень безоговорочно соглашается, но непропуск пешехода оспаривает. Так продолжается до тех пор, пока ему все же не решают продемонстрировать снимок. Увидев, что есть фотография, водитель сразу меняет тактику.

— Та же проблема, — говорит Сергей Зараник. — При совершении нарушения автомобилисты думают в первую очередь о доказательствах, а не о том, что могло бы произойти. Сейчас практически половина учетных происшествий — с участием пешеходов. А львиная доля — на переходах. Если эту тенденцию не переломить, проблема не разрешится.


Чтобы сдерживать поток аварийности в ручном режиме, требуются огромные силы, время и другие ресурсы. А если решать проблему стратегически, необходимо внедрение комплекса инженерных и технических решений. Именно об этом, в частности, говорилось на последнем заседании рабочей группы по анализу аварийности.

основная камера: 1/2.9" 160°, видео 1920x1080 H.264, G-сенсор, экран 3" 426 x 240
основная камера: 1/2.5” 170°, видео 1920x1080 H.264, GPS, экран 2.7" 960 x 240
Снят с продажи
основная камера: 2 Мп 138°, вторая камера: 1 Мп, видео 1920x1080, G-сенсор, экран 4.3" 800 x 480

Читайте также:

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by