350
29 июня 2019 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

«Не надо забегать за спину!» Разбор конфликтов на новой развязке

Не успели толком открыть движение на развязке пр. Дзержинского — ул. Домашевская в Минске, как там стали возникать конфликтные ситуации. Сначала водитель легкового автомобиля возмутился маневром троллейбуса. Потом на его пути встретился таксист, стоявший в полосе разгона. На днях наш читатель прислал очередной ролик, в котором зафиксирован объезд «за спиной». Что не устраивает автора видео и обоснованны ли его претензии? Юрий Краснов, предложивший устроить разбор прямо на новой развязке, прогнозирует: «Конфликтные случаи тут будут происходить регулярно».

«То троллейбус прижмет, то таксист мешает. Что ему не нравится?»

Когда развязка Дзержинского — Домашевская только проектировалась, эксперты предупреждали, что типовые проекты в виде клеверного листа нежелательны для города. Причины? В условиях интенсивного потока конфликтной точкой становятся выезды-съезды, на которые претендуют одновременно несколько автомобилей.

Можно сказать, что прогноз оправдывается. А несколько роликов, присланных в редакцию, служат тому доказательством.

— С автором видео вечно происходит что-то нехорошее, — поначалу Юрий Краснов настроен скептически. — То троллейбус его прижмет, то кто-то припаркуется, то сзади начнут объезжать.

Все зафиксированные ситуации произошли на одном и том же участке дороги. Речь идет о крайней правой полосе проспекта Дзержинского (в направлении МКАД), где имеется съезд с развязки.

— По этим роликам можно наблюдать, как эволюционировала развязка, — иронизирует ведущий рубрики, открывая первое видео, на которое попал случай с троллейбусом.

Напомним, запись сделана в середине мая, когда движение на развязке только-только открыли. Еще не везде были установлены знаки, не успели нанести и разметку.

Автор ролика съезжал с ул. Домашевской. Он уже находился на пр. Дзержинского, когда притормозил из-за такси, которое покидало парковку. В этот момент в кадре слева появился троллейбус, действия которого стали неожиданными для читателя: «Троллейбус принял правее. В ответ я стал сигналить с одной целью — предупредить касание, и в результате полностью остановился».

— Ситуация в самом деле непростая: впереди одна машина заезжает на парковку, две другие выезжают, — соглашается Юрий Краснов. — А еще автору видео надо было следить за водителями, которые ехали по главной. По его словам, он видел троллейбус и был готов уступить дорогу, но не ожидал, что последуют резкие маневры.

«Обратите внимание: сзади двигалась Lada Vesta, водитель которой чуть было не врезался в автомобиль читателя. Это типичная ошибка: нельзя в таких ситуациях надолго отвлекаться от обстановки впереди. Приоритет — движущаяся перед вами машина, а уже во вторую очередь — обстановка на главной дороге»

Ведущий «Разборов...» пытается понять мотивы водителя троллейбуса, который стал действовать весьма активно: «Надо понимать специфику работы шоферов общественного транспорта. Каждый день по несколько раз они сталкиваются с тем, что другие участники дорожного движения не хотят им помогать. Обида копится... Вот почему, возможно, такие водители иногда действуют резковато. Предположим, где-то ему не позволили совершить маневр и он решает взять свое, защитить права и территорию. Вот только перед ним совсем другой человек, который к предыдущей ситуации вообще не имеет отношения».

Юрий Краснов соглашается, что прижимать автомобиль автора ролика к бордюру не имело никакого смысла: до остановки далеко, а перестроения на перекрестке вообще запрещены.

Второе видео не столь конфликтное. Зато можно увидеть, что появилась разметка и знак «Уступить дорогу» (в предыдущем ролике его еще не было). Но теперь в полосе разгона находится такси.

— Даже если ты прилетел с другой планеты, неужели не очевидно, что в этом месте запрещено стоять? Остальные вынуждены отвлекаться на автомобиль, объезжать его, пересекая сплошную линию разметки, а еще отслеживать машины на главной, — негодует ведущий рубрики.

Почему пересечение сплошной линии разметки стало нормой?

Наконец, просматриваем третий ролик, ранее не размещавшийся. «Читатель в комментарии подчеркнул, что это далеко не первая подобная ситуация, — рассказывает Юрий Краснов. — На этот раз он жалуется на тех, кто едет позади и начинает перестроение через сплошную линию разметки. Его возмущает не столько факт нарушения ПДД, сколько создание препятствия для дальнейшего движения».

По словам автора видео, ощущение такое, будто тебя обежали. Это как фальстарт в легкой атлетике, ну или офсайд, если говорить про футбол.

— В данном случае водитель Kia, не доехав до прерывистой линии разметки, стал совершать перестроение. При этом я не вижу включенного указателя левого поворота, — запускает ролик ведущий «Разборов...». — Задаемся вопросом: зачем? У меня есть объяснение, увы, теперь уже типичному поведению водителей в Минске. Они не ждут разрешенного места для выполнения маневра, а подгадывают момент, когда можно вклиниться в поток. Это принципиально разные вещи!

По мнению Юрия Краснова, это можно считать элементом агрессивного вождения, что спровоцировано, в свою очередь, нежеланием большинства автомобилистов позволять другим в спокойном режиме совершать перестроения в плотном потоке.

— В результате мы оказываемся в ситуации, когда не можем прогнозировать действия водителей, а следовательно, планировать свои маневры. Мы вынуждены постоянно отслеживать траектории движения автомобилей, по косвенным приметам догадываясь об их намерениях. Это влечет неопределенность и непредсказуемость, — подчеркивает ведущий рубрики.

Он предлагает вернуться к видео и обращает внимание на Mitsubishi, который двигался по пр. Дзержинского: «Автор ролика объяснил, что перепроверял информацию и отслеживал скорость кроссовера, который ехал немного странно. Потом догадка подтвердилась: Mitsubishi перестроился в крайнюю правую полосу. Опасения такие: вдруг кто-то резко наберет скорость и начнет пересекать сплошную. Ведь мой автомобиль для него второстепенный, и в случае ДТП буду виноват именно я».

Однако читатель явно не ожидал, что перестраиваться начнет как раз водитель, ехавший за ним следом.

— Вроде бы ничего страшного, — продолжает Юрий Краснов. — Но на самом деле это сбой в алгоритме. Появляется новый объект, который вынуждает резко менять планы и отказываться от перестроения. Это может спровоцировать на ответные агрессивные действия, если на месте автора видео окажется человек с низким уровнем стрессоустойчивости. Люди в таких ситуациях начинают злиться, ускоряться и, как правило, совершают ошибки с участием третьих участников дорожного движения.

Получаем цепную реакцию агрессивного вождения, которая имеет свойство развиваться по спирали.

Возникает вопрос по поводу скорости автора ролика. Достаточно ли он разогнался? Может проблема в его медлительности?

— Да, я согласен, что набирать скорость надо интенсивно, — вступается за читателя ведущий «Разборов...». — Но не забывайте, что это город с ограничением в 60 км/ч. Кроме того, не все, как мы убедились, выполняют требования разметки, то есть кто-то неожиданно может вклиниться в вашу полосу. Этого тоже стоит опасаться.

Заметим, что развязка находится на участке между двумя светофорами и у водителей есть возможность хорошо разогнаться, чем они с удовольствием пользуются. По параметрам эта дорога соответствует скоростному шоссе. Неудивительно, что автомобили движутся быстро.

Съезд на съезде

При выезде на место разбора скептицизм ведущего рубрики окончательно улетучивается. Обстановочка та еще! Во-первых, бросается в глаза то, что заезд на парковку бизнес-центра устроен прямо на съезде с развязки. Во-вторых, многие водители пересекают сплошную линию разметки как со стороны пр. Дзержинского, так и со стороны ул. Домашевской.

— А еще тут расположен пешеходный переход, ездят велосипедисты, на тротуаре припаркованы машины, что может затруднять обзор, — анализирует обстановку Юрий Краснов.

Наблюдаем за одним из типичных маневров. Водитель легкового автомобиля пытается съехать с пр. Дзержинского на парковку бизнес-центра, пересекая сплошную линию разметки. Для этого ему надо пропустить машины, движущиеся от ул. Домашевской. Выглядит так себе...

Самое примечательное, что все это происходит прямо возле администрации Московского района.

— Скорость автомобилей, которые едут по пр. Дзержинского, навскидку составляет 70—80 км/ч, — считает ведущий «Разборов...». — Движущимся с ул. Домашевской предстоит вклиниться в быстрый поток.

Критической точкой становится крайний правый ряд, который служит также полосой разгона. В этом месте наблюдается стык двух направлений.

— Учтите, что некоторые при перестроении даже не включают поворотники. Та самая неопределенность в условиях высокой скорости и потенциального конфликта двух потоков, — замечает Юрий Краснов.

Разрешить ситуацию может разве что физический ограничитель, который не позволил бы нарушать требования разметки.

А с другой стороны — если это носит массовый характер, то, возможно, само место устроено неправильно?

Минские водители обречены на большое количество взаимодействий. Это вызвано плотностью застройки и большим количеством точек притяжения на квадратный километр.

Для сравнения: по площади Минск меньше, чем Вильнюс, при этом жителей в белорусской столице в четыре раза больше.

— В городе все устроено компактно, и нам нужно мирно взаимодействовать друг с другом, — подытоживает выпуск Юрий Краснов. — Не превышайте скорость, не пересекайте сплошную, заблаговременно предупреждайте о маневрах. А еще думайте о других...

основная камера: 5 Мп 140°, видео 2592x1944 H.265, G-сенсор, экран 2" 320 x 240
основная камера: 1/3" 3 Мп 170°, видео 1920x1080 H.264, экран 2.7" 320 x 240
основная камера: 140°, видео 1920x1080 H.264, G-сенсор, экран 2" 320 x 240

Читайте также:

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by