Велосипед повесили на дерево, появились фейковые аккаунты в Instagram и не только. Итоги байкшеринга за первую неделю

UPD
13 июля 2019 в 8:00
Автор: Дарья Спевак. Фото: Александр Ружечка, из соцсетей

Велосипед повесили на дерево, появились фейковые аккаунты в Instagram и не только. Итоги байкшеринга за первую неделю

Автор: Дарья Спевак. Фото: Александр Ружечка, из соцсетей

В прошлую пятницу в Беларуси впервые заработал бесстанционный байкшеринг. За первую неделю своей жизни он наделал много шума — желтые велосипеды активно обсуждали в соцсетях, на улицах и, возможно, на кухнях. Двухколесные транспортные средства побывали на деревьях, крышах, в мусорках и на заборах, минчане начали загонять их в подъезды и даже квартиры. А еще в Instagram стали появляться фейковые аккаунты сервиса. О взлетах и падениях новорожденного проката поговорили с директором «Колобайка» Вадимом Осипчиком.

Минусы приложения: глюки и доступность только на Android

За неделю приложение скачали более десяти тысяч раз. Из главных минусов — его нет на iOS. Но и с Android пока не все гладко — периодически всплывают косяки программного обеспечения.

— На третий день запуска, 7 июля, приложение не работало в течение суток. Подвели китайские партнеры. Сейчас уже все хорошо, все проблемы стараемся оперативно решать. Последняя версия гораздо лучше стартовой, — говорит Вадим.

Самые популярные баги приложения, которые вылезли за неделю, — неверное определение локации велосипедов (один был «обнаружен» даже в речке), бесконечная загрузка при считывании QR-кода, проблемы с регистрацией и привязкой банковской карты. «После сбоя 7 июля постоянно выпускаем дополнения, работа идет», — уверяет создатель байкшеринга.

Как заявлялось при запуске, воспользоваться сервисом очень просто: нужен только смартфон с привязанной банковской картой. На каждом велосипеде — свой QR-код. Сканируешь, «умный» замок снимается сам — поездка начинается. Покатался, поставил транспортное средство на подножку (там, где оно никому не мешает), нажал специальный ручничок до щелчка — после этого должно быть два пика. Это значит, что велосипед снят с аренды. Однако в реальности все оказалось не так безоблачно.

Одна из самых частых жалоб минчан — отсутствие приложения на iOS. Запуститься на этой платформе компания планирует после 15 июля.

— Пишут нам парень с девушкой — хотят покататься вместе, но у кого-то из них iPhone. Это, конечно, грустно. Говорят, что мы семью разбиваем: он может кататься, а она нет! — рассказывает Вадим. — Две недели как мы подали документы в Apple, но регистрация у них обычно проходит долго.

Из-за того что приложение пока не доступно на iOS, компания не спешит запускать и электросамокаты. «Ну, может быть, штук 50 и выставим для опыта», — колеблется директор. В будущем, обещает он, из одного аккаунта можно будет арендовать несколько велосипедов.

Вадим Осипчик

Проблемы в офлайне: велосипед на дереве, кражи и царапины

За неделю работы велосипеды пережили больше, чем мы за всю жизнь: аресты, царапины, один взлет (на дерево) и много падений.

— Один велосипед у нас забрали по заявлению в милицию. Неходячей бабушке с 4-го этажа он мешал. Непонятно, чем он ей не понравился. Может, она привыкла постоянно смотреть на один и тот же пейзаж за окном, а здесь — какое-то желтое пятно! Вдруг раздражает? — недоумевает руководитель. — Милиция упаковала велосипед и закинула в УАЗ. Я связался с ними, как узнал об этом, — сказали, что вернут без проблем.

Еще один «арестант» попался в Боровлянах. Но он никому не мешал — наоборот, слишком понравился.

— Возле «Экспобела» милиционеры сработали на предупреждение: говоря официальным языком, человек с низкой социальной ответственностью похаживал около велосипеда. Милиция забрала транспортное средство от греха подальше и позвонила нам, — Вадим благодарен сотрудникам органов. — Еще одна недоработка — у велосипеда был сломан сигнал, и наш сотрудник поехал за ним, начал грузить в машину. Патрульная служба стала спрашивать, кто он такой и куда везет груз. Этого я не продумал — надо выписать работникам служебные удостоверения. Но все равно милиции я благодарен за бдительность — грузить велосипед в машину мог кто угодно.

Наш собеседник рассказывает, что несколько велосипедов сейчас стоят в квартирах или подъездах у минчан. Вадим по этому поводу грустит:

— Мы отслеживаем, где находятся велосипеды. Будем предупреждать, что такое поведение квалифицируется как кража. Не хотелось бы начинать сотрудничество с обращения в милицию. Пока надеемся, что люди одумаются и вернут.

Но вообще, говорит директор байкшеринга, умышленной порчи велосипедов в компании пока не заметили.

— Масштабных повреждений нет. Лишь когда был сильный ветер, многие велосипеды падали. На одном обнаружили согнутый щиток, на другом — сломанную педаль. Тоже, наверное, от падения, — рассказывает Вадим. Но у одного велосипеда случился и взлет — его вряд ли назовешь случайностью: — Взяли и повесили на дерево — это глупость просто, даже не вандализм!

Такие «глупости» встречаются в соцсетях все чаще и чаще. Например, в чатах велолюбителей можно найти снимки желтых велосипедов, валяющихся в мусорках, на земле и даже на крыше. Или правильно припаркованных, но без сиденья.

Были случаи, когда велосипеды пристегивали гибким замком — «возможно, человек просто в магазин зашел, хотел придержать».

— Есть первые проблемы, но такого жуткого вандализма, как в России, у нас нет, — утверждает руководитель. — Приезжал ко мне коллега из Обнинска (открыл аналогичный сервис в российских городах), так у них стучат молотками по замкам, пока те не разобьются. Зачем — непонятно. Замки же все равно не открываются после этого.

Еще после открытия байкшеринга появились фейковые аккаунты «Колобайк» в Instagram. Какой смысл?

— Один человек писал: якобы ехал на нашем велосипеде, закончились деньги — и замок закрылся, а мужчина упал. Но такого просто с точки зрения физики не может быть, это бред! Чтобы замок закрылся, нужно приложить физическое усилие. Если и возникнет какой-то глюк, то замок может только открыться. Я ему ответил: «Если докажете мне трюк с закрывающимся замком, подарю вам самокат». Пока не отозвался, — смеется Вадим. — Также эти аккаунты в Instagram начали на фоне нашего шеринга рекламировать другие услуги. Конечно, будем с этим разбираться.

Дополнено

Александр, создатель аккаунта kolobikeby, говорит, что этот профиль в Instagram был создан позже, чем официальный kolobike_minsk (ранее _kolo_bike) -- то есть адрес раньше не был никем не занят.

— 27 июня я создал kolobikeby. Начался прирост подписчиков, так как рекламировал аккаунт, отвечал абсолютно всем пользователям, консультировал в комментариях. В аккаунте всегда была информация новая, которая нигде еще не публиковалась (свой источник, к сожалению, не могу раскрыть). Некоторые картинки рисовали дизайнеры, то есть такой контент уникальный. Даже сейчас (сентябрь 2019 года. — Прим. Onliner) люди получают хорошие ответы в директ, в комментариях. Опрашивал многих людей — «фейк» почти всем нравится больше, ведь там раньше появляется информация, отвечают людям и т. д. Директор же сначала утверждал, что «украли аккаунт», потом начал говорить, что мы его «создали раньше». Но аккаунт kolobikeby после создания  kolobike_minsk был свободен с 25 до 27 июня — и я его занял. Да, это ошибка его сотрудников, что сразу не взяли нормальный адрес, но ошибки надо признавать, а не винить всех подряд, — говорит Александр.

По его словам, он предлагал директору байкшеринга три варианта по продаже аккаунта: передать адрес, аккаунт или продолжать за деньги вести этот профиль самому.

— Когда же директор отказался от любых предложений и сообщил в СМИ, что это «фейк» и он продается, со мной связался человек с предложением рекламы. Конечно, отказаться не могу, раз Вадим Осипчик решил, что аккаунт/адрес ему не нужен. Но прошу заметить, что рекламный пост лишь каждый десятый. Остальное — полезная и нужная информация людям + ответы. У меня сейчас 3666 подписчиков, а на официальном — 2222, — уточнил Александр.

Плюсы: спрос выше ожидаемого, цена, предвкушение электросамокатов

Хватит о грустном. Новая инициатива действительно похвальна — белорусы ее оценили. Да и цена более чем демократичная — рубль за полчаса езды.

До открытия байкшеринга директор «Колобайка» говорил Onliner: к минчанам относится с оптимизмом и не боится, что велосипеды начнут массово воровать и портить. К редким случаям компания была готова изначально — даже заложила их в финансовый план.

— Каждый велосипед передает свои координаты по GPS. Мы видим, если его куда-то везут или несут, отследить это легко. Допустим, кто-то украл велосипед — ну куда его денешь? Таких больше нет нигде, его же не продашь даже, — говорил Вадим в конце июня. Спустя неделю после запуска велопроката руководитель компании не разочаровался в минчанах.

— В целом все хорошо, хотя есть единичные случаи — гормоны у кого-то играют, хочется повредничать. И мы были готовы к этому, — рассказывает собеседник. — Популярность нас порадовала, интерес есть. Пока спрос на первую тысячу велосипедов выше ожидаемого. Сейчас получил еще одну партию — восемьсот штук. Всего их будет три тысячи.

Вадим говорит, что в основном от пользователей претензий нет, людям зашло. Бывают замечания, что на велосипедах сильно не разгонишься, но «Колобайк» и не планировал запускать спортивные велосипеды: «Ведь не у всех достаточно навыков, чтобы на таких ездить. А так — с корзинкой, удобный, катайся спокойно по городу».

— Мне нравится отношение минчан. Одна российская компания (тоже бесстанционный байкшеринг) в прошлом году хотела развернуться в Минске, — вспоминает директор. — Я у них спрашивал, мол, у вас же столько народа — Россия огромная, — почему у себя не открываете? Они ответили, что в Беларуси законопослушные люди. Единственная просьба, чтобы не заносили велосипеды в подъезды и квартиры.

Каждый велосипед передает свои координаты по GPS. Раньше мы писали, что кататься можно в пределах Минска и немножко в пригороде (точные границы покажет карта в приложении). Если выехать за пределы, вас посчитают за воришку. Пока нарушений этого правила не было, рассказал руководитель «Колобайка».

Сегодня в работе около тысячи велосипедов байкшеринга. Электросамокаты уже прибыли, но их планируют запустить, когда выйдет приложение на iOS: «Пока зарядим, отправим на техосмотр, покрутим и испытаем, как работают. Но факт, что они уже в Минске. Электровелосипеды пока не доставили — ждем». Отслеживать актуальные новости и задавать вопросы можно в специальном Telegram-чате.

А вы уже покатались?

Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь
спортивный, назначение: езда на велосипеде/катание на роликах/катание на скейтборде, размер: M/L
Нет в наличии
спортивный, назначение: езда на велосипеде/катание на роликах/катание на скейтборде, размер: S/M, 23 отверстия
Снят с продажи
городской, назначение: езда на велосипеде, детский
Нет в наличии

Читайте также:

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by