26 502
350
23 апреля 2020 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка. Видео: Игорь Деменков

«Нужно планировать маршрут, а не корректировать его на скорости». Разбор ДТП на площади Бангалор

Извечная тема площади Бангалор снова оказалась в центре внимания минских водителей. Правда, на этот раз к происшествию привели несколько нетипичные для этого узла обстоятельства: два автомобиля столкнулись при съезде с круга. Ведущий рубрики считает, что реальная причина случившегося в том, что участники не планировали особенности движения по маршруту и вынуждены были маневрировать в «узком» месте.

Что произошло?

Обычно ДТП на площади Бангалор если и случаются, то непосредственно на кольце. Это связано с тем, что часть водителей до сих пор не разобралась в предложенной схеме проезда и при повороте налево / развороте не заезжает в предусмотренный для этого карман. В результате имеет место конфликт с теми, кто движется как раз строго по знакам и разметке.

Но в этот раз все произошло иначе. Водители Skoda Octavia и BMW 3-Series съезжали с круга на улицу Сурганова. Их траектории пересеклись, и они оказались в крайнем правом ряду. Причем первый автомобиль развернуло на 90 градусов.

Эти действия попали в объектив видеорегистратора, что дает хорошее представление о случившемся. Ролик разместил участник нашего форума под ником HouseMusic.

— Автомобилист на BMW сам не очень хорошо ехал. Возможно, водитель Skoda и не ожидал так быстро увидеть его там. Ведь все происходило быстро, и BMW из-за задней части Skoda быстро попал в первый ряд. Это сугубо мое мнение, — сообщил автор ролика. — Да и по записи видно, что он вообще въезжал оттуда, откуда нельзя было.

Действовал как спринтер, забегающий за спину стайера

— В основном в комментариях к заметке обсуждали момент столкновения, попутно задаваясь вопросами, кто прав, а кто виноват, — говорит Виталий Жуковский, который заменяет приболевшего Юрия Краснова. — Но давайте вернемся на пару секунд до случившегося и посмотрим, где участники будущего ДТП находились на кругу.

Судя по данным с видеорегистратора, машина автора ролика располагалась в среднем ряду, чуть левее стояла Skoda, а BMW вообще выезжал из кармана, предназначенного, напомним, для поворота налево / разворота.

— По ПДД водитель кабриолета мог двигаться только по кругу, — замечает ведущий рубрики. — Если же ему так нужно было съехать на улицу Сурганова, то следовало заранее занять одну из трех полос, предназначенных для движения прямо.

Специально понаблюдали, многие ли автомобилисты пытаются из этого кармана выехать прямо на улицу Сурганова. Насколько это типичная ситуация? За четверть часа изучения маневров водителей убедились, что почти никто таких попыток не предпринимает.

— О чем это может говорить? Вероятность запутаться в этом моменте минимальная, — рассуждает Виталий Жуковский. — Логично предположить, что водитель BMW действовал умышленно, рассчитывая на технические характеристики своей машины и умение управляться с ней.

Но, увы, автомобилист не учел, что другие участники дорожного движения могут действовать иначе, чем он запланировал.

Ведущий «Разборов...» связывается с автором видео. Очевидец ДТП говорит, что заметил кабриолет, когда тот уже съезжал с кольца. Мужчина высказывает такое мнение: «Возможно, кабриолет ехал по кругу накатом и потому двигался со скоростью большей, чем у потока».

Это весьма характерный момент. Сколько раз мы сообщали о дорожных происшествиях, когда водитель продолжал движение (именно продолжал, а не начинал) при смене сигнала светофора на разрешающий! Как правило, в таких обстоятельствах сбивали пешеходов, завершавших переход дороги, именно те автомобилисты, которые двигались по свободному крайнему ряду. Данный маневр нередко сопровождался перестроением.

— Водитель Octavia стартовал раньше других и оказался на корпус-другой впереди, однако в этот момент появился еще более быстрый водитель, который стал двигаться по диагонали, — в очередной раз просматривает ролик ведущий рубрики.

Мог ли мужчина, управлявший Skoda, заметить BMW? Виталий Жуковский считает, что уместнее говорить о другом: «Предполагал ли он, зная, что стартовал раньше других, что справа появится кто-то еще? Маневр водителя кабриолета предсказать было сложно. Он действовал как спринтер, забегающий за спину стайера».

Ошибка в планировании маршрута

По совпадению оба водителя метили в крайний правый ряд. Что же их так тянуло туда? Предположений у ведущего «Разборов...» немного: «Либо им нужно было высадить кого-то на остановке, либо они планировали повернуть к „МакДональдсу“, заезд на парковку которого находится в 80—100 метрах от места происшествия».

Автор ролика высказал схожее предположение. По его мнению, сразу после остановки общественного транспорта водителям нужно было повернуть направо.

Не исключено, конечно, что автомобилистам просто нравится ездить в крайнем правом ряду. Но эту версию мы не можем рассматривать в качестве приоритетной ввиду ее несостоятельности.

— Таким образом, мы подошли к главному вопросу — планированию маршрута, — обращает внимание Виталий Жуковский. — Если вы знаете, что сразу после проезда перекрестка вам нужно поворачивать направо, то почему выбираете крайнее левое положение на дороге? Причем это относится к обоим водителям. Если бы хотя бы один из них двигался в крайней правой полосе, то с большой долей вероятности ДТП удалось бы избежать.

Виталий Жуковский

А где разметка?

Но как вообще определить маневр, который выполняли автомобилисты? Нам кажется, что правильнее оценивать его как смещение вправо, а не перестроение, поскольку разметка на съезде с круга на улицу Сурганова практически отсутствует. Замечаем лишь остатки краски, ориентироваться на которые крайне сложно.

Как же получилось, что важный узел, движение в котором так сильно зависит от разметки, остался без этого элемента организации дорожного движения? Впрочем, водители едут как задумано, по памяти. Вот это солидарность и инерция мышления!

В ГАИ нам сообщили, что работы по нанесению разметки на площади Бангалор должны были начаться чуть ли не вчера.

«Порадовала реакция ГАИ»

После выхода заметки последовала реакция Минской ГАИ, пресс-служба которой сообщила, что в отношении водителя Skoda был составлен административный протокол по ч. 10 ст. 18.14 Кодекса об административных правонарушениях — «Действия, предусмотренные частями 1—9-1 настоящей статьи, повлекшие создание аварийной обстановки».

— Порадовало, что инспекторы, просмотрев видео, сделанное автомобильным регистратором, пообещали провести дополнительное разбирательство и дать оценку действиям водителя BMW, — замечает ведущий рубрики. — Ведь именно он был во многом двигателем ситуации.

Новую схему ОДД применили семь лет назад!

Раз уж зашла речь о площади Бангалор, то давайте вспомним, как давно на ней произошли кардинальные изменения в организации дорожного движения. Это случилось в 2013 году, семь лет назад, а кажется, будто вчера!

Напомним, эксперты разработали необычное решение для этого узла. Благодаря изменению разметки и установке дополнительных светофоров удалось использовать максимум полезной площади, предоставив приоритет основному (прямому) направлению. В результате пропускная способность увеличилась на 40%, а количество мелких ДТП снизилось.

В имевшихся условиях (перекрывать важный перекресток было нельзя, рассчитывать на большую стройку — тоже) и при тех затратах это можно назвать лучшим сценарием.

Однако эксперты признают, что предложенная схема имеет недостаток. За семь лет, увы, не все освоили особенность движения на площади Бангалор. Главный нюанс заключается в том, что при повороте налево / развороте необходимо использовать карман.


— Знаю водителей, которые объезжают площадь Бангалор, опасаясь попасть в неприятную ситуацию. Напрасно! — подытоживает Виталий Жуковский. — Достаточно изучить схему организации движения, спланировать маршрут и отслеживать обстановку по зеркалам. Тогда все будет в порядке.

Пицца, как и площадь Бангалор, круглая! Изучайте сами

Читайте также:

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by