32 690
24 октября 2022 в 8:00
Источник: Дмитрий Гладкий. Фото: Дмитрий Гладкий

С чего начинался JAC в Беларуси. История казавшегося утопией совместного с МАЗом проекта

Источник: Дмитрий Гладкий. Фото: Дмитрий Гладкий

На этой неделе в Минске должны представить легковые лифтбэки JAC. Это первый за год дилерский контракт в нынешних сложных условиях. Но JAC начинал сотрудничество с нашей страной намного раньше, с другим проектом — цельнометаллическим фургоном, созданным совместно с МАЗом. Поначалу об идее отзывались скептически, затем — нейтрально. Потом пошли первые позитивные отзывы, а теперь, после подорожания многих европейских аналогов, для проекта настает время возможностей (по крайней мере, на внутреннем рынке).

Как все начиналось?

Это было более 20 лет назад. Возможно, даже в прошлом веке. На МАЗе проходила очередная пресс-конференция, посвященная уже никто не помнит чему. И тут встает девушка из зала и задает вопрос: «А почему бы МАЗу не наладить производство аналогов „ГАЗелей“?» Это была немая сцена. Тогда сам по себе вопрос звучал примерно как «А почему бы МАЗу не выпускать подводные лодки?» Спикеры в недоумении объяснили, что это совсем не их профиль и у завода совсем другая специфика, и пресс-конференция продолжилась.

С того момента прошло больше 10 лет, и вот в декабре 2010-го МАЗ вновь созвал журналистов на подведение итогов года. И тогда перед заводоуправлением гостей встречали две, без преувеличения, сенсационные машины. Toyota Hiace H100 с эмблемой МАЗа? Да, но не совсем. Это были одни из многочисленных китайских копий японского «микрика». Тогда же и объявили, что МАЗ входит в новый для себя класс, но никто из заводчан так и не признался, чьего производства машинокомплекты. Тем не менее на пресс-конференции много говорилось о планах, рассказывалось о радужных перспективах выпуска до 500 единиц в год.

Над машинками мазовские конструкторы поработали. В течение последующих лет под замену попала практически вся начинка салона (от панели приборов до сидений), ну и некоторое «железо». Сборку организовали в Могилеве, но выбор прототипа, безусловно, был неудачным — маленький, тесный. Сколько точно собрали таких машин — неизвестно, но вряд ли хотя бы два десятка штук. Отдельные экземпляры все же попали к потребителям — госорганизациям, конечно. Вот один из них, сфотографированный летом 2019 года в Бобруйске.

Казалось бы, к теме цельнометаллических фургонов МАЗ уже не вернется. Но в июле 2016 года российские журналисты успели сфотографировать странную активность возле заводоуправления МАЗа — представители предприятия изучали JAC Sunray.

Никаких анонсов, пояснений, официальной информации завод тогда не озвучивал. Слухи ходили, конечно, но это были именно слухи. В 2019 году все интересующиеся темой уже знали, что на площадке завода «Брестмаш» минское предприятие все-таки организовало сборку таких машин. Но не было ни презентаций для прессы, ни громкой премьеры. Сборка стартовала в конце 2018-го и только спустя примерно полгода машину выставили на публику. Если так можно выразиться, «премьера» состоялась в мае 2019 года на выставке «БАМАП». Но заранее она никак не анонсировалась.

JAC — не самая известная среди белорусов марка, а в 2019 году — особенно. Поэтому, пожалуй, есть смысл показать ее с незнакомой в нашей стране стороны.

Что ты такое, JAC?

Начнем с того, что JAC, по утверждению самой фирмы, входит в «большую китайскую пятерку» крупнейших производителей грузовиков. Аббревиатура JAC образована от Anhui Jianghuai Automobile Company. Фирма была образована в 1999 году на основе государственного завода Hefei Jianghuai, с 1964 года собиравшего малотоннажники. Jianghuai Automobile Company произносится примерно как «Цзянхуай Отомобайл Кампани». Впрочем, как это на самом деле произносится по-китайски, нам все равно не воспроизвести, потому продукцию «Аньхой Цзянхуай» у нас называют адаптированно — просто «Джак».

В соседнюю Россию автомобили с аббревиатурой JAC на кабине «относительно официально» были привезены в 2005 году. Сначала их показали на выставке ComTrans, а затем — на MIMS’2005. Текст пресс-релиза гласил: «JAC способен заменить целый парк российских машин — от ижевских „каблучков“ до трехтонных среднетоннажников ЗиЛ-5301 и „Валдай“». Также утверждалось, что «по экономичности и качеству сборки китайский грузовик на голову превосходит своего основного конкурента — нижегородскую „ГАЗель“». Вот так — семерых одним махом, прямо как в сказке.

Однако нет уж ижевских «каблучков», нет «Бычков», а JAC есть. Целых 17 лет прошло с момента дебюта, а марка продолжает присутствовать на рынке РФ. На выставке в Москве в нынешнем году она вообще была одним из хедлайнеров.

Стоит упомянуть еще серию тяжелых грузовиков JAC. У нас они не известны, а вот по России вполне себе бегают. Тяжелые машины с аббревиатурой JAC на кабине впервые привезли на выставку «Комтранс» в 2006 году. Тогда китайская марка удивила всех поражающим сходством с грузовиками Scania. При этом никаких кооперационных связей со шведами JAC никогда не имела. Хоть кабина и выглядит как у грузовика Scania, по происхождению она — корейская, разработана концерном Hyundai, с которым JAC образовала СП в 2001 году.

Верность стилю Scania дизайнеры JAC сохраняют по сей день, периодически выдавая «новые прочтения». Вот так выглядит тяжелый JAC «образца 2022 года». Снимок с выставки СТТ-2022 в Москве.

А еще JAC, выпускающий более полумиллиона машин ежегодно, это еще и обширный модельный ряд автобусов всех типов, большое разнообразие легковых автомобилей и даже вилочные погрузчики. И, естественно, цельнометаллические фургоны.

Копия Sprinter?

Многие, пока видели JAC Sunray только на картинках, были уверены, что он — копия Mercedes Sprinter. Но когда удалось поставить машину из самой первой партии и оригинальный Sprinter рядом, стало понятно — точно не клон.

Да, базовый JAC Sunray очень похож на Sprinter. Но на самом деле у них вообще нет общих кузовных панелей, и запчасть от одной машины не подойдет к другой. Однако то, каким автомобилем вдохновлялись дизайнеры JAC, абсолютно очевидно.

А вот дизайн водительского места вполне можно признать «своим». Качество материалов вполне приличное.

Сколько уже собрано таких машин — неизвестно, МАЗ эти цифры не разглашает. Но даже по косвенным признакам можно предположить, что счет уже пошел на сотни. Таких автомобилей все больше и больше на дорогах, и встречаются они в самых разных ипостасях. О многообразии исполнений уже можно говорить абсолютно уверенно. Взглянем на спецверсии.

Спецверсии

Госкомитет судебных экспертиз, Следственный комитет, МВД и Минобороны уже имеют фургоны и микроавтобусы «МАЗ-Брестмаш-JAC» в своих парках. И, похоже, закупки будут только расти.

Микроавтобусы, переоборудованные заводом «МАЗ-Купава» для штабных задач, получает в том числе МЧС. Самый первый экземпляр работает на исторической родине в Бресте, но машины заказаны и для других областей Беларуси.

Вообще в гамме завода «МАЗ-Купава» уже около двух десятков различных спецверсий: ремлетучки, изотермы, автомобили для ритуальных целей и т. д.

Существует даже VIP-офис с отделкой кожей кремового цвета и специальными держателями для бокалов с шампанским. Тоже работа предприятия «МАЗ-Купава».

Самое логичное применение для белорусских JAC Sunray — автомобили скорой медицинской помощи. Первый опытный образец завод «МАЗ-Купава» представил еще два года назад. Сейчас существует уже доработанная версия. На фото ниже именно она.

С каретами скорой медицинской помощи вообще получается интересная ситуация. Все указывает на то, что в этом сегмент даже будет некая внутренняя конкуренция между «дочками» МАЗа. «МАЗ-Купава» будет конкурировать с разработкой российской компании «Швабе-СпецАвто» из Нижнего Новгорода. Опытный образец скорой от «Швабе» уже построен, и его внутрикорпоративный показ состоялся в Бресте. Прямо в Бресте медицинский салон «Швабе», похоже, и будут монтировать. Причем речь, скорее всего, идет даже не об одном варианте, а о нескольких.


Скоро будет четыре года, как «белорусские ЦМФ» собирают в Бресте. И хоть в те цеха еще ни разу не ступала нога ни одного профильного автомобильного журналиста, производство действует.

Предприняты попытки вывести машины белорусской сборки на российский рынок. Но там сразу возникает внутренняя конкуренция. По некоторым данным, сам JAC уже сертифицировал в России модель Sunray в оригинальном виде (на фото). Группа Sollers заявляла, что наладит сборку таких машин на своем заводе в Елабуге, где еще относительно недавно собирали Ford Transit. А еще эти автомобили собирают в Казахстане.

При всем при этом сегодня с уверенностью можно сказать, что проект, начавшийся чуть ли не как авантюра, стал вполне успешным: в городе над Бугом есть свой автозавод, а продукт занял свою нишу на рынке. По крайней мере, на внутреннем белорусском точно.

Читайте также:


для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, индекс скорости: T (до 190 км/ч), индекс нагрузки: 103 (875 кг)
для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, индекс скорости: V (до 240 км/ч), индекс нагрузки: 94 (670 кг)

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by