КРАСНОВ

Водители разучились не нарушать правила? Средство есть, но вам оно не понравится

28 февраля 2025 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
КРАСНОВ

Водители разучились не нарушать правила? Средство есть, но вам оно не понравится

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка

Нам в редакции все видно, так и знайте. Проезд на красный свет давно перестал быть чем-то экстраординарным — вы нам шлете такие видео пачками. Непропуск пешехода — та же история. Обгоны не по правилам, езда по полосе общественного транспорта, парковка где попало, использование мобильника за рулем, беспредел на МКАД — этим уже не удивишь никого. Но ведь это неправильно: ПДД нарушают, у многих это вошло в привычку, а остальных это даже не шокирует. Мы спросили Юрия Краснова, преподавателя и инструктора по вождению: что делать? Он ответил, но его ответ вам не понравится.

Что делать?

— Ну что делать? Наказывать. Выявлять и привлекать, и не время от времени, а постоянно и неукоснительно. Водитель нарушает потому, что знает: ему за это почти наверняка ничего не будет. Если он будет знать, что почти наверняка его оштрафуют, а может, и прав лишат, — он нарушать не будет. И очень быстро — вот увидите — адекватное поведение и соблюдение ПДД станут нормой поведения на дороге, — заявил Юрий Краснов.

В принципе, каждый, кто достаточно принципиально относится к происходящему на дороге (сам не нарушает и замечает нарушения других, отправляет видео в ГАИ или на Onlíner), помогает всем двигаться в верном направлении. Но беда в том, что этот путь сложный и неэффективный.

— Представим, что все вдруг стали ответственными и по поводу каждого нарушения бегут писать заявление в Госавтоинспекцию, — объясняет ведущий рубрики. — Я даже боюсь представить, сколько у инспекторов вдруг появится дополнительной работы! И ведь по каждому такому случаю нужно выполнить целый комплекс действий: установить водителя, вызвать его в ГАИ, опросить, вынести решение. Это бы потребовало невероятных усилий, дополнительного штата, который бы только этим и занимался.

Долго, сложно и малоэффективно. Мы со своей стороны также вынуждены признать, что даже опубликовать абсолютно каждое ваше видео с чьим-то нарушением на дороге не имеем решительно никакой возможности. Не говоря уже о том, чтобы отследить, какие меры были приняты компетентными лицами.

— Тогда снова тот же вопрос: что делать? — спрашиваем Краснова.

— Автоматизировать процесс, тем более что механизм давно придуман и действует. Есть камера скорости: водитель попался на превышении и обязательно в скором времени получит «письмо счастья», — отмечает инструктор. — Нужно просто расширять функции таких камер и устанавливать их на дорогах повсеместно. К слову, когда у нас только появились камеры скорости, я стал задаваться вопросом: а почему автоматически станут штрафовать только лихачей? Ведь хватает и других нарушений, и многие из них потенциально даже более опасны.

За какие нарушения стоило бы наказывать в автоматическом режиме?

— Нужно сразу сказать, что в этом направлении все и движется. И камер становится все больше, их функции и возможности расширяются — это заметно. Но что-то еще работает в экспериментальном режиме, для чего-то еще не принята законодательная база, поэтому эффекта и нет, — добавляет преподаватель.

Проезд на красный свет

Ваше любимое: проезд на красный свет. Такие подборки мы публикуем регулярно, а могли бы публиковать и куда чаще — настолько это стало распространенным нарушением.

— На любой перекресток с интенсивным движением выходи — одна-две машины при каждой смене сигнала проедут на запрещающий. Потому что каждый знает: скорее всего, ничего ему за это не будет. У наших водителей уже выработалась условная реакция — при виде мигающего зеленого сигнала нажимать на газ. Нужно жать на тормоз, а они жмут на газ. И кто-то все равно не успевает проехать на разрешающий сигнал. Необходимо ужесточать контроль для того, чтобы сломать эту привычку, чтобы у водителя появился страх проехать на красный, — говорит Краснов.

Мы уже рассказывали о том, что на пересечении улиц Широкой и Максима Богдановича в Минске заработали камеры, которые могут фиксировать проезд автомобиля на запрещающий сигнал светофора. Правда, пока эта работа ведется в экспериментальном режиме.

— Когда водителям начнут приходить штрафы и когда такие камеры будут установлены не на одном перекрестке, а повсеместно, — люди перестанут ехать на красный свет. Понятно, что ситуации бывают разными: кто-то проехал, потому что не заметил светофор, — случается и такое. Но основная масса нарушителей делает это сознательно. И вот на них бы введение фотоконтроля подействовало непременно, — считает ведущий рубрики.

Разговоры по мобильному и непристегнутый ремень

— И это уже тоже стали выявлять, правда пока еще в ручном режиме. А нужно автоматически: зафиксировала камера, что водитель ехал не пристегнутый ремнем — сейчас технические средства это позволяют, — ушло «письмо счастья», — продолжает инструктор. — Или использование мобильного телефона за рулем. Вы просто обратите внимание на других водителей: это же повсеместная проблема. Кто-то разговаривает, кто-то пишет, кто-то соцсети листает, лишь изредка поглядывая на дорогу.

Напомним, что в актуальной редакции Правил дорожного движения пункт, запрещающий использование смартфона за рулем, звучит следующим образом:

  • водителю запрещается пользоваться во время движения транспортного средства аппаратом радио- и телефонной связи, иными не предусмотренными конструкцией транспортного средства устройствами, если для этого необходимо держать их в руке либо воздействовать на них рукой (п. 10.4 ПДД);
  • водитель обязан не выполнять действий, которые отвлекают его от управления транспортным средством (п. 9.6 ПДД).

То есть тыкнул в экран — уже нарушил, стал смотреть в смартфон вместо того, чтобы смотреть на дорогу, — тоже нарушил.

— Отвлекаясь, такие водители создают опасные ситуации. На дороге все меняется за секунду, там нельзя увлекаться чем-то посторонним, — предупреждает преподаватель. — Правда, зарубежный опыт подсказывает, что победить эту заразу не так просто. Разве что на законодательном уровне обязать устанавливать в автомобили специальную систему, которая не позволяет водителю отвлекаться за рулем.

Проезд перекрестков

— Первая явная проблема — это перестроение на перекрестках. Откровенное нарушение, которое для многих почему-то стало нормой. И которое приводит к опасным ситуациям. Камеры на перекрестках помогли бы исправить это, — считает Краснов.

Вторую проблему — остановку на перекрестке — пытались решить: так называемые «вафельницы» появились в Минске еще в 2023 году.

— Сама задумка хорошая и во многих городах мира отлично себя зарекомендовала. Но ведь главное — это не линии на асфальте. Главное — неотвратимость наказания. Нужна фотофиксация, нужны штрафы за остановку на разметке. И тогда мы будем говорить не о странноватом эксперименте, о котором многие уже и позабыли, а об эффективной мере, которая позволила устранить нарушения, — добавляет ведущий рубрики.

Движение в полосе общественного транспорта

А про экспериментальную фиксацию транспорта, двигающегося в полосе общественного транспорта, мы рассказывали еще в 2017 году. Технология есть, камеры есть, нарушители пока тоже есть.

— Все знают, что в полосу общественного транспорта (если ты не на электромобиле) можно перестраиваться только для скорого поворота направо, если поворот осуществляется из этой полосы. Но особенно в час пик можно увидеть, как по этой полосе несутся все, кому хочется проехать быстрее, объехать тех, кто терпеливо зависает в заторе, хоть торопится не меньше, — говорит инструктор. — И, наверное, все уже слышали, как камеры фотофиксации решили такую проблему в Москве.

То есть решить проблему можно, но нужно обеспечить неотвратимость наказания. У нас водители нарушают только потому, что чувствуют себя безнаказанными.

Техосмотр, страховка, права

— Здесь и объяснять ничего не нужно. Камеры уже стали контролировать, пройден ли техосмотр. Наверное, можно добавить и базу со страховками, бесправников тоже стали отслеживать по камерам. Вопрос в том, что это не должно быть какими-то частными случаями, иначе не будет эффекта. Если камер мало, можно составить маршрут таким образом, чтобы на них не попасться. То есть если штрафуют лишь изредка, кто-то понадеется, что его пронесет. И только тогда, когда будет понимание, что не пронесет, — всем станет понятно, что нарушать — себе дороже. Причем в прямом смысле, — отмечает преподаватель.

Нарушение правил остановки и стоянки

Решить с помощью автоматики проблему неправомерной парковки тоже пытались, но оценить этот опыт как очень успешный пока сложно, по крайней мере он не масштабировался. В результате до сих пор действует старый метод, когда к нарушителю подъезжает экипаж ГАИ. Иногда приходится вызывать эвакуатор, грузить машину на платформу, везти на штрафстоянку. Сколько нужно таких эвакуаторов и насколько обширными должны быть стоянки, чтобы обеспечить принцип неотвратимости наказания? Тем более стоит на улице появиться эвакуатору, как улица волшебным образом пустеет: все нарушители куда-то исчезают. Но стоит эвакуатору уехать, как с неотвратимостью приливной волны возвращаются нарушители — те, кто паркуется как попало.

— Стационарная камера тут не поможет, а вот камера, установленная в автомобиле, — запросто. Или даже ручной прибор фотофиксации. Но должно быть законное обоснование: есть фото, известны место и время — нарушение зафиксировано, — считает Краснов.

И прочее, прочее...

В общем, сфера использования приборов автоматической фиксации самая широкая. Возмущаетесь «обочечниками» на МКАД? Если им начнут приходить «письма счастья», «обочечники» исчезнут как вид.

А пешеходы? Кстати, нам уже известны примеры, когда пешеходу в автоматическом режиме приходило уведомление за переход дороги не по правилам. Вопрос опять же в масштабировании систем контроля — и проблема будет решена.

Прогноз такой: сначала будет много штрафов, потом станет мало нарушителей.

«Я за скрытый контроль»

— А еще я за активное использование патрулей, за так называемый негласный контроль с использованием автомобилей в обычном исполнении, то есть никак не выделяющихся в потоке. С их помощью можно контролировать и скорость, и использование указателей поворота. Такие патрули способны решить проблему «шашечников» на МКАД, а также приструнить тех, кто любит пристроиться в хвост и мигать фарами, заставляя ему уступать. То есть те нарушения, которые трудно фиксировать в автоматическом режиме, должны все равно фиксироваться — это путь к дисциплинированности водителей, — говорит Краснов.

Пофантазировали с ним и о том, что в обозримом будущем эту функцию наверняка смогут выполнять дроны. Тогда контроль будет автоматическим, на дорогах станет спокойно, а нарушители начнут получать штрафы в режиме реального времени, не выходя из машины.

 — И да, я за скрытый контроль. Я никогда не понимал, почему устанавливают знаки, предупреждающие о ведении фотоконтроля. Зачем это нужно? Ведь соблюдать нужно везде, а не только там, где это контролируют, — подчеркивает ведущий рубрики.

— Даже, к примеру, предупреждение о том, что на определенном отрезке дороги установлена камера скорости, — какой в этом смысл? Все равно многие снижают скорость уже непосредственно перед радаром, причем каждому понятно, где именно этот радар стоит, — добавляет инструктор. — Местоположение стационарных мы давно выучили, а нестационарные — и мы это знаем — не устанавливают где попало, ведь нужна машина обеспечения, которую в чистом поле не оставишь. Поэтому всегда хорошо виден тот удобный съезд, где будет стоять камера и где будет стоять эта машина. Что же это за контроль такой? Все равно что безбилетников в автобусе предупредят: «Через две остановки войдут контролеры — не забудьте выйти заранее».

Юрий Краснов сегодня строг. Но строги и вы, когда, полные возмущения, шлете нам видео с нарушениями всех видов. Так может, пора с этим что-то делать?

диапазоны: X, K, Ka, лазер 360°, визуальная индикация: графическая, звуковая индикация: тоновая/голосовая
диапазоны: X, K, Ka (POP), лазер 360°, VG-2, визуальная индикация: графическая

У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by