Когда выбирают велосипед, часто стремятся спросить совета у кого-то опытного, того, кто ездил больше, пробовал разные модели, как-то связан с этой сферой. Мы решили облегчить вам задачу и спросили, на чем ездят эксперты и герои публикаций нашей велосипедной рубрики. Эти люди, хоть и не являются профессиональными спортсменами, ездят всерьез: многое пробовали, прежде чем нашли свой вариант, им есть, с чем сравнивать. Этот опыт должен помочь вам сделать свой собственный выбор.
Есть такая расхожая шутка на тему того, сколько же велосипедов нужно настоящему увлеченному велосипедисту. Отвечают так: нужно N + 1, где N — нынешнее число велосипедов у этого человека. То есть всегда хочется чего-то еще, ведь разные велосипеды открывают перед вами разные возможности, делают это прекрасное увлечение еще более разнообразным. Поэтому мы спросили наших героев и об этом: что у них есть и что они хотели бы иметь.
Максима Скурьята многие увлеченные люди знают как специалиста. Он сертифицированный фит-техник, то есть человек, который выставляет правильную посадку на велосипеде. И многие из тех, кто ездит много и пробует себя в любительских соревнованиях, выставлялись у него. Максим и сам гоняет: имея бэкграунд шоссейной велошколы и БГУФК, он завоевал немало трофеев любительских стартов в разных дисциплинах. А еще Максим — консультант веломагазина «Твой велик», веломеханик. С кем же советоваться, как не с ним?
— У меня — MTB, по-простому, горник, — рассказывает он. — Почему горник? Потому что я участвую в соревнованиях на MTB. Не ездил бы на любительские соревнования — купил бы себе гравел какой-нибудь и ездил бы на нем по городу. Либо эндуранс — шоссейник, куда можно поставить резину пошире.
Хардтейл — это велосипед только с передней подвеской. То есть переднее колесо амортизирует, за это отвечает вилка велосипеда, а заднее колесо установлено жестко. Абсолютное большинство горников, которые вы видите на улице, — хардтейлы.
— Такой выбор именно для меня во многом объясняется бюджетом. Двухподвесы существенно дороже. И если бы не было ограничений по бюджету, да, наверное, взял бы «спешовский» двухподвес. Именно ради соревнований. Хардтейл чрезмерно жесткий и подпрыгивает на неровностях, которые двухподвес как бы «облизывал», сохраняя сцепление. Это далеко не на каждой трассе дает преимущество, но там, где реальная тряска, где велика техническая часть, значение двухподвеса может быть велико. В остальных случаях, когда в этом нет необходимости, и передний, и задний амортизатор можно заблокировать, — рассказывает велосипедист.
Велосипед Максима — Specialized Chisel.
— Это топовая модель этого производителя на алюминиевой раме. Она схожа с карбоновой, но доступнее и чуть тяжелее — граммов на 600—700. Я пришел к выводу, что сейчас Chisel — самый правильный для меня вариант, исходя из его цены и весьма хороших характеристик, — отмечает он.
Конечно, за несколько лет некоторые компоненты были заменены — стандартная история для увлеченного «катальца». Максим менял переднюю звезду и кассету, установил варианты полегче — была оказия. Заменил переднюю вилку, но этого потребовали обстоятельства: на родной вилке из-за неудачи повредилось анодированное покрытие. Установил облегченные многослойные тормозные диски, карбоновые руль и подседельный штырь (больше флекс и меньше вес). Колеса остались те же, но с бескамерными покрышками. «Спешовское» же седло Phenom Expert переставил со своего прошлого велосипеда.
— В общем, старался что-то менять, даже немного облегчить велосипед без больших финансовых вложений, — объясняет собеседник.
— Мне шоссейник ближе всего, и шоссейный велоспорт я люблю больше всех других видов, но, учитывая специфику моей жизни, специфику инфраструктуры в нашем городе, на шоссейнике ездить негде. Это как на болиде «Формулы 1» ездить по городским улицам. Никакого особого потенциала, никаких тех самых качеств не удастся раскрыть в таких условиях, — считает Максим Скурьят. — И все же я бы хотел иметь еще один велосипед — шоссейный — для участия в соревнованиях, в «Гран Фондо». В остальном он мне в целом незачем.
— Нужно ли непременно смотреть в сторону карбона?
— Карбон — не обязательная история совершенно. И у меня нет непременного стремления ездить на карбоне. Велосипед должен иметь хорошую геометрию. Если это хорошая рама, хороший алюминий — то и незачем тот карбон, в особенности если не гоняете гонки и не нужна максимальная производительность. В остальном это целиком вопрос цены. И еще проблема в том, что не все производители делают достойные предложения на алюминиевых рамах: то есть если алюминий — что-то совсем простенькое, а если ищешь что-то получше — то только карбон, — говорит специалист.
Публикации с Максимом Скурьятом:
Андрей Коротенко в своем увлечении велосипедом зашел действительно далеко и создал целый велосипедный клуб. Rovar — это про любительский спорт с профессиональным подходом, про регулярные тренировки, спортивные сборы, участие в соревнованиях. Здорово, на самом деле, если хотели найти себе целую команду единомышленников и прогрессировать вместе с ними.
Сам Андрей, несмотря на то что велосипедом всерьез увлекся после 30, является мастером спорта по велоспорту на шоссе.
— Сейчас у меня три велосипеда. И первый по хронологии приобретения — горник Scott Reflex 50. Его я купил на свою первую зарплату. На тот момент это был средний ценовой сегмент: алюминиевая рама, ободные тормоза, 26-дюймовые колеса. Довольно тяжеловатый, на самом деле. Но на нем у меня начался переходный период от просто катания как хобби в сторону уже чего-то спортивного. Я стал ставить перед собой какие-то цели, вызовы, стал катать на нем бреветы по шоссе, поехал «Налибоки». Теперь этот велосипед остается у меня для семейных покатушек, какой-то его модернизации я не делаю, только необходимый ремонт с заменой расходников, — рассказывает собеседник.
Основная «боевая машина» — конечно же, шоссейник. Андрей подтверждает, что его первый горник предопределил и выбор шоссейного велосипеда. MTB — серебристо-синий Scott, и шоссе — бело-синий Scott Foil 10.
— Модель 2014 года, но я его брал в 2016-м на вторичном рынке. Карбон, скрытая проводка троссов, ободные тормоза. Я тогда еще ничего толком не понимал в шоссейных велосипедах, выбирал его на удачу, ростовку подбирал по интернету. В те годы я весил 99 кг и очень боялся, что карбоновый велосипед не выдержит меня, сломается, — смеется он.
Боялся Андрей напрасно. Его выбор оказался настолько удачным, что на своем первом шоссейнике он ездит уже 7 лет, не меняя ни на что. Все достижения, вся история — на этом велосипеде.
И конечно, за столько лет увлеченный велосипедист поменяет на основной «машине» почти все.
— Переключатели стояли Ultegra 6800, теперь 8000 — поколение поновее. Поставил карбоновые колеса вместо алюминиевых, сейчас у меня Vision Metron 55. Установил измеритель мощности, соответственно пришлось заменить систему шатунов. Установил аэроруль, поменял седло. Даже вилку пришлось заменить, потому что у старой сломался шток. Возможно, пережал вынос, в результате получил тогда травму, — отмечает Андрей.
И, что примечательно, вопрос замены велосипеда спустя столько лет остро не стоит.
— Я решил, что когда мой велосипед всерьез выйдет из строя, я поменяю его на новый. А пока незачем. Я вообще придерживаюсь философии, что лучше сразу брать что-то хорошее и постепенно это улучшать, чем скакать от модели к модели, особо не заморачиваясь. Коней на переправе не меняю, в общем, — говорит велосипедист.
Третий велосипед — модель для раздельных стартов, для участия в соответствующих соревнованиях.
— Это Trek Speed Concept, на такой модели Фабиан Канчеллара выигрывал Олимпиаду в Рио-де-Жанейро. Мне велосипед достался в 2021 году, покупал я его также бэушным, но все там настолько было под меня, все ключевые параметры, что я не пожалел денег. Правда, покупал без колес, чтобы сэкономить, и первое время использовал колеса от шоссейного велосипеда, — рассказывает собеседник.
Аппарат серьезный. Карбоновая рама, электрическая группа Sram Red. Колеса Андрей все же докупил, и не лишь бы какие, а Zipp: диск — назад и высокопрофильное (80 мм) — вперед. Постепенно менял кокпит, опуская его для более аэродинамичной посадки.
— Во-первых, я хочу трековый велосипед, — начинает перечислять Андрей Коротенко. — Зима длинная, с октября по март мы проводим тренировки на велотреке, конечно, хочется там ехать на велосипеде хорошего уровня. Второе — это гравел. Чтобы тренироваться в межсезонье: на шоссе холодно, мокро, зато можно выезжать в поля и там накатывать объем. Ну и интересно было бы поучаствовать в гравел-соревнованиях: длинные дистанции на выносливость — потенциально у меня там могут быть хорошие результаты. Третий велосипед, который бы я хотел, — это хороший MTB. Для разнообразия режимов тренировки, чтобы иногда выезжать в леса, поля, а иногда участвовать в MTB-соревнованиях. Сейчас мой горник для этого не подходит.
Публикации с Андреем Коротенко:
Максим Гаврилов — человек подкованный, опытный велотурист, байкпакер, путешественник. Когда проводишь на велосипеде весь день напролет, пробираясь по интересному маршруту где-то в живописных, практически необитаемых местах, когда несешь этот велосипед над собой, перебираясь вброд через ледяную речушку, когда пакуешь на него сумки, стараясь не забыть ничего из того, что тебе точно пригодится в этом приключении — наверняка станешь разбираться в вопросе достаточно глубоко и с вниманием к мелочам.
— Когда-то, не столь давно, у меня был МТВ велосипед на 26-х колесах. И в какой-то момент я понял, что меня это ограничивает, что мне его мало на поход в 300—400 километров. Найнер, то есть велосипед на больших 29-дюймовых колесах, мне тоже как-то не зашел с моим ростом, и тут я узнал про гравелы, — рассказывает Максим.
Гравел — велосипед спортивный, во многом напоминающий шоссейный, но с более широким кругом возможностей. Ставишь внедорожную резину — и выдаешь по лесной тропе в низкой посадке, обвешанный сумками со всех сторон. Мечта для любого велотуриста, который хочет не просто добраться до точки и дойти до ручки, навьюченный, как твой мул.
— И я знал, что есть белорусский Borant, я знал его историю, знал людей. И это в то время, когда я плотно сидел на этой теме: карбон, топовые компоненты, таблицы с весом. И тут я узнаю, что у Borant появился гравел, моя мечта, белорусский велосипед — вау! Спустя некоторое время я все же смог его себе позволить — и вот! — настоящий велосипедист сияет, показывая свой велосипед.
Плюс покупки велосипеда хорошего уровня в том, что ты получаешь спокойствие. Ничего и нигде не зудит на тему того, что неплохо бы поменять и то, и это.
— У меня здесь полный сток, и мне все очень нравится. Это мое первое знакомство с группой Shimano GRX. Когда я покупал велик, мне было все равно, какая именно версия оборудования будет, лишь бы скорее все это получить. Но теперь, распробовав, я понимаю, что этого мне вполне достаточно, по крайней мере, нет смысла сейчас что-то менять, хотя я знаю преимущества компонентов еще более высокого класса. Поэтому я подхожу к вопросу риторически: есть велосипед, с ним все хорошо — я буду на нем много ездить, а по мере износа компонентов что-то менять, возможно, на что-то еще лучшее. Но это не самоцель, — объясняет Максим.
Причем велосипед Максиму нужен именно для велопоходов, они основная цель.
— Раньше я «болел» гонками и всем таким прочим, но давно уже соскочил. В походах я наконец нашел то, что наполняет меня энергией. И теперь думаю только о том, как сделать их еще более регулярными и продолжительными, — говорит собеседник.
И вот здесь важный нюанс. Если ты просто гоняешь спорт, неважно, на шоссе или MTB, тебе с большего достаточно только велосипеда и экипировки. Если ты турист, ты должен экипировать не только себя, но и свой велосипед — всевозможными системами и сумками для поклажи. И это соответствующая статья расходов.
— Туристическое оборудование тянет деньги, и немало. И условная дилемма: менять обвес или взять хорошую палатку с пуховым спальником, а это сопоставимо по цене, — подтверждает Максим.
И ведь есть комплект поклажи для лета, есть — для холодного сезона, он требует больше места и, как следствие, более вместительных сумок. В общем, туристам есть чем развлечься и помимо постоянного улучшения велосипеда.
— Раньше у меня было аж три велосипеда. Один — горник — я подарил девушке. Другой — тоже горник, собранный под туризм, — продал товарищу, который начинает ходить в походы. Его история очень похожа на мою, так что в хорошие руки отдал достойный инструмент, — рассказывает Максим Гаврилов. — И я пришел к выводу, что одного велосипеда мне достаточно. Именно гравела. Я везде на нем, и в походы езжу, и по городу: просто сумки скидываю, оставляю что-то по минимуму. На работу, с работы — вот так уже 2000 км наездил, хотя, можно сказать, особо и не катался.
Публикации с Максимом Гавриловым:
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by