Сравниваем стоимость поездок на разных видах топлива и электричестве

23 декабря 2025 в 8:00
Автор: Иван Кришкевич. Фото: архив Onlíner

Сравниваем стоимость поездок на разных видах топлива и электричестве

Автор: Иван Кришкевич. Фото: архив Onlíner
БОЛЬШОЙ РОЗЫГРЫШ! До 31.01 заказывай в приложении на сумму от 99 р. и получи шанс выиграть призы

Раньше все было просто: если планируются большие пробеги, лучше брать дизель или переводить бензиновый двигатель на газ. Но последние несколько лет в Беларуси бум на электромобили. Может, поездки на «электричках» обойдутся дешевле? Мы решили посчитать стоимость 100 км пробега на бензине, дизтопливе, пропан-бутане, метане и электричестве. Для этого подняли данные о среднем расходе топлива или электроэнергии и провели расчеты.

Что почем?

Начнем со стоимости топлива и электроэнергии.

С ДВС-моделями все просто: современные автомобили сейчас в большинстве своем рассчитаны на бензин АИ-95, литр которого стоит 2,6 рубля — эту цифру и возьмем за основу. Столько же стоит и дизтопливо, хотя «Арктика» выйдет дороже (2,76 рубля), но ее приходится использовать не так уж часто, зимы у нас в последние годы теплые. Пропан-бутан имеет цену 1,32 рубля за литр, а вот метан — 1,1 рубля за метр кубический.

Выбор покупателей
максимальное давление: 11 атм, уровень шума: 78 дБ, производительность: 25 л/мин, длина шланга: 0.6 м, длина кабеля питания: 3 м

С электроэнергией все несколько сложнее. Например, если мы говорим про общественные зарядки, то тариф зависит от типа станции. Так, на медленных столбиках сети «Маланка» надо платить по 0,49 рубля за 1 кВт·ч, на быстрых — по 0,65 рубля. А ведь некоторые владельцы электромобилей признаются, что отроду не пользовались такими ЭЗC и заряжают свои машины только от домашней розетки. А здесь тарифы могут быть самые разные. Возьмем тот, что поменьше, — 0,1781 рубля за 1 кВт·ч. Столько платят, когда используется дифференцированный тариф по трем временным периодам в часы минимальных нагрузок (с 23:00 до 06:00). Таким образом мы получим своеобразную вилку по стоимости зарядки в зависимости от того, какой из способов использует владелец электромобиля.

От чего зависит «аппетит»?

С расходом — и топлива, и электроэнергии — все куда сложнее.

Начнем с того, что у ДВС-моделей и электромобилей экономичные и «прожорливые» режимы движения могут серьезно отличаться. Например, на трассе бензиновый или дизельный автомобиль потребляет меньше, чем в городских условиях, а вот электрокар, наоборот, оказывается более «прожорливым». Хотя в любом случае чем выше скорость, тем выше расход энергии или топлива.

В свое время мы на одном и том же участке дороги измеряли экономичность бензинового кроссовера Dongfeng Shine GS и электрического хетчбэка Dongfeng Box. Цифры приведем по показаниям бортового компьютера, но тут важнее именно разница в данных на разной скорости:

Dongfeng Shine GS

Скорость Расход топлива
100 км/ч  5,4 литра
120 км/ч  6,4 литра

Dongfeng Box

Скорость Расход энергии
100 км/ч  16,4 кВт·ч
120 км/ч  21,0 кВт·ч

В городских условиях важное значение имеет стиль вождения, а также выбранный ездовой режим: у разных водителей или, точнее, при использовании той или иной манеры управления автомобилем расход топлива или электроэнергии может существенно отличаться в ту или иную сторону.

Еще один важный фактор — температура окружающего воздуха. При низких температурах запас хода электромобилей существенно сокращается — во-первых, из-за химических процессов, происходящих в батарее, а во-вторых, как раз из-за увеличенного расхода электроэнергии, которая дополнительно расходуется на терморегуляцию аккумулятора, а также на обогрев салона. Есть и другие факторы (например, в случае с заснеженной дорогой дополнительная энергия тратится на преодоление увеличившегося сопротивления качению шин). Как бы то ни было, различные исследования говорят о том, что при температуре –20 градусов запас хода электромобилей сокращается в 1,5—2 раза.

Прошлой зимой мы проверили дальнобойность электромобилей при температуре, близкой к нулю градусов. Тогда выехали на МКАД и двигались со скоростью 90 км/ч. Расход энергии получился следующим:

• Geely Geometry E — 20,7 кВт·ч;

• Tesla Model S — 21,4 кВт·ч;

• Zeekr X — 18,3 кВт·ч;

• BYD Dolphin — 14,9 кВт·ч.

В случае с ДВС-моделями уменьшение дальнобойности не столь драматично, но низкая температура также приводит к увеличению расхода топлива. Как минимум потому, что работают те же негативные факторы: дополнительная энергия требуется на прогрев салона, движение по снегу и так далее. Кроме того, в режиме прогрева двигатель расходует намного больше топлива, нежели тогда, когда он уже выходит на рабочую температуру, что особенно очевидно во время коротких городских поездок. А еще в условиях низких температур какое-то время «на холодную» работает и трансмиссия, что также означает повышенные механические потери и увеличенный расход топлива.

А если мы говорим о машинах с газобаллонным оборудованием, то в большинстве систем запуск и прогрев двигателя в условиях низких температур окружающего воздуха осуществляется на бензине и лишь затем происходит переключение на газ. Чем больше таких холодных пусков и чем сильнее морозы, тем больше расходуется бензина, а газа, наоборот, чуть меньше — и это тоже более заметно в случае с короткими поездками.

В общем, сценарии эксплуатации автомобилей могут быть разными, и от этого довольно серьезно зависит расход. В том числе поэтому реальные цифры далеко не всегда соответствуют или даже близки к тем значениям, что приводятся в технических характеристиках (вопрос еще в том, какой цикл при этом подразумевается, — отставший от жизни NEDC, «оптимистичный» СLTС или чуть более реалистичный WLTP).

Именно по этой причине в основе наших расчетов не заявленные производителями характеристики, а цифры, которые получены в результате реальной эксплуатации. Послушали автовладельцев, подняли старые тест-драйвы, присмотрелись к цифрам на приборках разных машин, кое-где применили калькуляцию и получили несколько интересных сравнений.

На конкретных примерах

Опыт поездок на небольших электромобилях, таких как Dongfeng Box, Jac E30X, Geely EX2, говорит о том, что летом в городских условиях вполне можно вписаться в 10—12 кВт·ч, но на трассе будет уже порядка 14—16 кВт·ч, а в холодные месяцы можно получить и больший расход. Ранней весной и поздней осенью на таких автомобилях средний расход энергии выходил на уровне 15,5 кВт·ч — вот его и возьмем за основу.

Теперь вспомним о ценах на электричество и получим 2,76 рубля на 100 км при использовании дифференцированного тарифа в ночные часы и 10,07 рубля на быстрых зарядках. Напомним, что это своего рода ценовая вилка — между этими значениями есть много промежуточных вариантов в зависимости от способа зарядки. Например, если заряжаться только на медленных станциях, можно опустить стоимость 100 км до 7,59 рубля.

Пора переходить к аналогам с ДВС. Модели В-класса, такие как Kia Rio X или Volkswagen Polo, судя по отзывам владельцев, расходуют порядка 5—6 литров на трассе и около 7—8 литров в городе в летний период и примерно на 0,5—1,5 литра больше зимой. За средний показатель возьмем 7 литров — такую цифру тоже можно встретить в отзывах. С учетом стоимости бензина АИ-95 получаем 18,2 рубля на 100 км.

А если на автомобиль такого класса установить ГБО? По словам специалистов, расход природного газа в метрах кубических примерно сопоставим с расходом бензина в литрах. Владельцы переведенных на метан Polo и Rapid подтверждают, что 7 м³ метана в среднем и выходит, а это 7,7 рубля на 100 км.

В случае же с пропан-бутаном не только само топливо дороже, но и расход его примерно на 10—15% выше в силу физических качеств. Поэтому берем для расчета 8,05 литра по цене 1,32 рубля и получаем 10,63 рубля.

А что же дизель? Модели вроде Renault Clio 1.5 dCi и Peugeot 208 1.5 HDI на трассе расходуют менее 4 литров, в городе — около 5—5,5 литра, но летом. Зимой многое зависит от продолжительности поездок, но, судя по отзывам, это все же на литр-полтора больше. В среднем получается 4,85,5 литра, то есть 14,3 рубля, если брать большее значение.

Давайте сведем все данные. Выходит, что 100 км на небольшой городской машине обойдутся в следующие суммы:

  • 2,76 рубля на электричестве от розетки;
  • 7,59 рубля на электричестве от медленной зарядки;
  • 7,7 рубля на метане;
  • 10,07 рубля на электричестве от быстрой зарядки;
  • 10,63 рубля на пропан-бутане;
  • 14,3 рубля на дизеле;
  • 18,2 рубля на бензине АИ-95.

А если взять другой класс автомобиля? Например, наш редакционный Dongfeng Shine GS имел средний расход 7,9 литра, а это 20,54 рубля на 100 км. Переведи мы его на метан, получилось бы 8,69 рубля, а на пропан-бутане платили бы за каждую сотню километров по 11,99 рубля. Замени мы его на электрический BYD Song Plus, то при среднем расходе энергии 19,2 кВт·ч (именно такой показатель был у тестовой машины после 8000 км) получалось бы 12,48 рубля на быстрых зарядках, 9,41 рубля на медленных и всего лишь 3,42 рубля при питании от розетки по ночному тарифу. А если бы мы решили взять дизельный кроссовер, например Renault Duster 1.5 dCi, то при расходе в среднем около 6,5 литра получили бы 16,9 рубля.

Важное уточнение: все цифры по среднему расходу топлива или электроэнергии взяты из реальной эксплуатации, но, повторимся, у каждого она может иметь свои особенности, поэтому расчеты показывают лишь примерное соотношение расходов у разных пользователей.

Кроме того, эти цифры не включают дополнительные затраты, которые будут в случае с тем или иным типом двигателя или силовой установки. Скажем, владелец электромобиля наверняка докупит зарядные кабели, а дизелист задумается об обогревателе фильтра. Возможно, зимой он будет использовать антигелевые присадки. Автомобилям с ГБО (допустим, оно уже установлено) требуется дополнительное обслуживание оборудования и периодическая поверка баллонов. Одним словом, нюансов и потенциальных вложений хватает по каждому варианту. И это мы еще не говорили про особенности обслуживания и ремонта, ликвидность и так далее.

Но вернемся к основному вопросу — стоимости пробега. Дешевле всего заряжаться от домашней розетки, желательно по низкому тарифу. Если же использовать общественные станции, то лучше медленные, на быстрых будет дороже. И эти варианты уже близки по цене к метану и пропан-бутану соответственно. Но дизель еще дороже, а бензин — и подавно.

Выбор покупателей
шарнирная конструкция, крепление устройства: зажим, установка в вентрешетку, зарядка беспроводная
Выбор покупателей
набор отверток, 1/4", 42 предмета

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by