На скорости 80 км/ч электросамокат с легкостью опережает ПДД. Краснов испытывает транспорт будущего

10 августа 2019 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Маргарита Возняк. Видео: Екатерина Блашко

На скорости 80 км/ч электросамокат с легкостью опережает ПДД. Краснов испытывает транспорт будущего

Автор: Виталий Петрович. Фото: Маргарита Возняк. Видео: Екатерина Блашко

А вы успели заметить тот момент, когда детские игрушки настолько прокачались, что стали нашим будущим? Самокат летит по минской улице со скоростью под 70 км/ч, его снимает камера фотофиксации. Это что за транспортное средство такое, каким правилам подчиняется водитель, да и водитель ли он вообще? Электросамокаты, гироскутеры, моноколеса и прочие заморские диковины — где им место? Юрий Краснов надел шлем, Юрий Краснов проехал на этом всем и поделился своими соображениями с народом. Народ слушал.

Разбор дорожной обстановки:

Открываем ПДД — там ничего

Прежде чем браться за какое-нибудь важное дело, нужно свериться с умной книжкой. В нашем случае это Правила дорожного движения.

— Проблема в том, что этому виду транспорта — средствам индивидуальной мобильности, как сейчас принято говорить, — в ПДД пока не нашлось места. Когда правила писали, не было такого многообразия всевозможных гаджетов и приспособлений, никто не ожидал, что на самокатах станет впору ездить по проезжей части. Но прогресс шагнул вперед, а законодательство подтормаживает, не успевает за ним, — рассуждает ведущий «Разборов...».

То, что на данный момент средствам индивидуальной мобильности в ПДД не дано определение, приводит к тому, что не всегда понятно, каким правилам должны подчиняться пользователи такого транспорта. Речь не об автомобилях, не о велосипедах — с ними-то как раз все понятно. А электросамокат — это что вообще?

— Ближе всего определение механического транспортного средства — это транспортное средство, приводимое в движение двигателем. В нашем случае электродвигателем. Хотя здесь тоже путаницы хватает — моноколесо или электросамокат не предназначены для перевозки пассажиров, грузов или установленного на них оборудования, — продолжает Юрий Краснов.

Изменения и дополнения в правила дорожного движения и правда напрашиваются, в ГАИ уже даже намекнули, что устройства, которые способны развивать скорость свыше 25 км/ч, приравняют к мопедам или мотоциклам. А это означает получение водительского удостоверения, регистрация транспорта, прохождение техосмотра.

Но пока это только осторожные планы на будущее, а будущее с электроприводом уже носится по городам и весям. Ведущий рубрики раздобыл несколько типов наиболее популярного электротранспорта, чтобы прокатиться самому и проанализировать, где на этих устройствах разумнее всего передвигаться.

Моноколесо. «Главное — равновесие»

Самое трудное — заставить себя воспользоваться этим так называемым средством индивидуальной мобильности. Мы же как привыкли: четыре колеса — и никаких проблем. Ладно, колеса может быть и два, но остальные будут коситься с недовольством. Но чтобы вообще одно колесо — к этому нас жизнь не готовила.

— Меня на днях учили, целый час пробовал кататься. Ну ничего, стало получаться. Это как в цирке — нужно держать равновесие, — делится впечатлениями Юрий Краснов.

Он не падает, хоть и не всегда получается ехать. Со стороны кажется, что самое трудное — это первые метров 10. Дальше просто сохраняй вертикальное положение и не ломай траекторию.

— На самом деле это наилучший вид транспорта. Кто научился ездить — со мной согласится, — говорит Игорь, который как раз и учит людей ездить на моноколесах. — Самые большие трудности испытываешь именно при обучении. Но я помогаю — придержу, где нужно, покажу, как разгоняться и тормозить. В сущности, это как учиться ходить: поначалу кажется невозможным, но затем ты просто забываешь обо всем и чувствуешь себя с колесом одним целым.

За одну тренировку Юрий Краснов научился не падать и вполне сносно маневрировать — вполне неплохо, согласитесь.

— Колесо удобно тем, что оно компактное. В багажнике, к примеру, оно займет совсем мало места в отличие от того же самоката. И на работе найдется где спрятать, если приехал на таком, — отмечает ведущий «Разборов...». — При этом очень многое зависит от навыков управления этим устройством. Чем лучше ты его чувствуешь, тем ты маневреннее, тем проще читать дорожную обстановку, понимать, когда можно разгоняться, когда нужно затормозить.

Колесо откликается на отклонения корпуса. Соответственно, чтобы ускориться, нужно податься вперед, чтобы остановиться — отклониться назад. Действия должны быть уверенными и точными, а запаниковал — колесо стало неуправляемым.

— Могу сказать, что это один из самых безопасных видов транспорта. Тормозной путь у него меньше, чем у электросамоката, — утверждает Игорь. — Ты связан с колесом напрямую, каждое движение имеет свой отклик, поэтому ведешь себя куда внимательнее и осторожнее. Простой пример: никто из опытных пользователей моноколеса не станет ездить на максимальной скорости — это опасно. Ты чувствуешь это во время движения, и срабатывает инстинкт самосохранения.

Говорят, колесо разгоняется и до 50 км/ч, хотя мало кто рискнет ехать даже быстрее 30 км/ч. Средняя же скорость в городских условиях — 15—18 км/ч. Где же на нем лучше всего ездить?

Вердикт Краснова

— Однозначно это транспорт для тротуара или велодорожки. При этом мы говорим о том, что необходимо прокачать свой навык управления, чтобы чувствовать себя комфортно и не создавать опасности для других. Особой экипировки не требуется, хотя из соображений безопасности разумно будет надеть велошлем, хотя пока в ПДД такого правила нет даже для велосипедистов, — считает Юрий Краснов. — По сути, каждый человек, который движется на каком-либо приспособлении со скоростью, превышающей скорость пешехода, должен мыслить точно так же, как водитель: что происходит вокруг, что произойдет в следующую минуту? Прогнозирование ситуации должно войти в привычку, это поможет избежать опасных случаев.

Игорь соглашается с нашим экспертом и добавляет, что моноколесо может стать удобным городским средством передвижения, при этом необходимо тщательно выбирать маршрут:

— Это новый вид транспорта, но на автомобильную дорогу на нем лучше не выезжать. Оптимальный выбор — велодорожка или тротуар с небольшим числом пешеходов. В толпу на колесе тоже лучше не соваться: я советую в таких случаях спешиваться и вести колесо рядом с собой — это удобно, здесь предусмотрена специальная ручка.

— О, так это похоже на домашнего питомца! — смеется ведущий рубрики. — Тузик, ко мне! Иди рядом, хороший песик!

— А вот водители говорят — «что между ног — то не машина», — подначивает Юрий Краснов.

— Возможно.

Маленький самокат. «Мама с папой научили — поехал»

Следующее развлечение, претендующее на роль полноценного вида городского транспорта, — электросамокат. Для начала берем небольшую и не особо мощную модель — аналог тех самокатов, которыми можно воспользоваться в рамках кикшеринга.

— Ехать на нем несложно. Думаю, справится любой. Становишься, жмешь на газ и рулишь, — сказал ведущий «Разборов...» и поехал куда-то под теплым августовским дождем.

Заявленная скорость этой модели — порядка 30 км/ч. Но нужно учитывать вес того, кто едет, а также особенности рельефа.

Вердикт Краснова

— Тридцатку с горки я ехал. Мое мнение: такая скорость на тротуаре — это опасно, хоть она и сопоставима со скоростью велосипеда. В горку самокат тянет где-то 25 км/ч — нормально, — говорит эксперт в вопросах безопасности дорожного движения. — Не думаю, что на таком транспорте нужно ездить по проезжей части. Тротуары или велодорожки ему подходят больше.

— Но опять же, нужно учитывать, насколько такой девайс быстрее любого пешехода. А человек, который им управляет, может не понимать всех опасностей. Ему же никто не рассказывал о них, в обычной школе этому не учат, — добавляет ведущий рубрики. — Это как стать велосипедистом: мама с папой научили — катаешься. Потом уже узнаешь какие-то основы ПДД, начинаешь смотреть по сторонам. Но правила дорожного движения не спасают от нехороших ситуаций, они только определяют верный порядок действий. Так что нужно самому включать голову. Нельзя просто лететь вперед и надеяться на лучшее, нужно чувствовать ответственность, видеть обстановку, контролировать свои действия.

Большой самокат. «Сынок, ты только не убейся»

А вот это уже совсем другое дело: большой и мощный электросамокат из разряда тех, которые и носятся по городу со скоростью маршруток.

— Вот и к чему это относится по ПДД? — задает риторический вопрос Юрий Краснов.

— Да, в правилах такого нет, кивает головой Игорь. — Получается, мы пешеходы.

— Ничего себе пешеходик шустрый!

У самоката три скорости и два режима езды. Кроме того, можно подключить полный привод. В самом спокойном ECO-режиме этот транспорт разгоняется до 25 км/ч на первой скорости, до 35 км/ч — на второй, до 45 км/ч — на третьей. Если задавать параметры по максимуму, то на первых двух передачах скорость увеличивается до 50—70 км/ч. При включении полного привода на третьей передаче самокат разгоняется до 100 км/ч.

— Мощный электродвигатель здесь устанавливался не ради скорости. Вообще, это идеальный транспорт для сельской местности: он может грести по бездорожью, установлена резина с подходящим протектором. Достаточная мощность и полный привод — то что нужно на любом рельефе, на любом бездорожье, — говорит Игорь.

Помните, как раньше по деревням рассекали на «явах» да «минскачах»? Вот вам что-то подобное по моде XXI века. Дед на самокате — скоро во всех селах страны.

Ведущий «Разборов...» подозрительно тихо выслушал информацию о предельных скоростях этой новомодной «игрушки» и приволок откуда-то мотошлем. Что значит, человек понимает в вопросах безопасности.

— Было бы мне лет 20—25 — я бы ничего не боялся и, наверное, рассекал бы на таком. Но сейчас уже другое восприятие, в моем возрасте и с моим опытом начинаешь ценить и свою жизнь, и жизни окружающих людей, — серьезно пояснил Юрий Краснов.

А затем, сорвавшись с места, пулей улетел куда-то с визгом храброго индейца. Через минуту он летел уже в обратном направлении, опережая ветер.

— Вообще-то, при продаже такой техники мы предупреждаем покупателей о ее возможностях, проводим, можно сказать, инструктаж по технике безопасности, рассказываем, как самокатом пользоваться, — говорит тем временем Игорь. — Хотя уследить за всеми мы, конечно, не можем. Человек сам отвечает за то, как он ездит.

Вердикт Краснова

Ездил он долго, и трудно сказать, по каким неведомым дорогам пролегал его маршрут. В конце концов спиди-гонщик Юрий Гонсалес вернулся.

— Однозначно на такой скорости нельзя перемещаться по тротуарам. И по велодорожкам нельзя — это значительно быстрее, чем там ездят на велосипедах. В идеальном мире для такого транспорта должны быть созданы свои обособленные дороги. Что касается нашей реальности, то ближе всего такой транспорт подходит под определение мопеда или мотоцикла, и место ему однозначно на дороге, — сказал ведущий рубрики.

А раз на дороге, то в первую очередь нужно помнить, что такие транспортные средства должны быть оснащены как полагается, иметь необходимые световые приборы, в том числе указатели поворота, зеркала заднего вида, клаксон для подачи звукового сигнала. Возвращаясь к намекам ГАИ: вероятно, именно такие гаджеты должны проходить техосмотр, раз уж они претендуют на то, чтобы ездить по дорогам общего пользования. А тех, кто ими управляет, логично обязать как минимум сдать на права — скорости-то не детские!

— На дороге такой транспорт можно сравнить по габаритам с мотоциклом. Поэтому всегда есть опасность остаться не замеченным водителем, — полагает Юрий Краснов. — С другой стороны, ехать не далее метра от правого края проезжей части, как ПДД обязывают водителей мопедов, — это тоже не выход. На большой скорости самокат все равно немного водит: чем быстрее едешь, чем шире динамический коридор. Этому транспорту необходимо пространство в метра полтора минимум — как половина автомобильной полосы.

Кроме того, водитель настолько мощного электросамоката должен быть экипирован соответствующим образом. Шлем — это обязательный минимум, как и у мотоциклистов.

— У человека, который управляет таким транспортом, должно быть стопроцентное осознание собственной ответственности. Он должен уметь читать дорожную обстановку как опытный водитель, предугадывать действия остальных участников, четко знать, что делать самому, видеть и понимать знаки, светофоры, дорожную разметку, уступать дорогу пешеходам, — очень убедительно говорит ведущий «Разборов...».

Выходит, это современное полноценное транспортное средство, со всеми вытекающими последствиями.

— Родители, когда вы дарите своим детям такие подарки, напоминайте им, пожалуйста, что они не одни в этом мире живут и им необходимо заботиться о безопасности других людей вокруг себя. Я бы так обязательно сказал: «Сынок, ты только не убейся», — подытоживает эксперт.

Выводы. «Люди должны не просто ездить — нужно еще и думать»

Выходит, не так просто переписать правила дорожного движения с учетом развития техники. А изменения нужны как воздух, потому что техника летит и даже не перегревается, а мы за ней уже не поспеваем.

— Сегодня мы говорили про различные электрические девайсы, которые пока, к сожалению, в действующих ПДД никаким образом не отражены. А между тем люди должны не просто пользоваться этими новинками, не просто ездить — нужно еще и думать. Учитесь смотреть вокруг как водители, чтобы понимать обстановку, вовремя на нее реагировать. Учитывайте риски, потому что каждый участник дорожного движения несет ответственность за собственные действия, — подводит итог Юрий Краснов.

— Проблема в том, что, убрав велосипедистов на тротуары, водителей отучили от того, что на дороге кроме них самих может быть кто-то еще. И теперь мы получаем обратный эффект: люди не готовы видеть кого-то другого, а вернуть им такую привычку очень трудно. Похожая проблема — на тротуаре, где уже появилось много транспорта, который передвигается куда быстрее пешеходов. Остается быть внимательным и осторожным, помогать друг другу вместо того, чтобы создавать проблемы, — тогда все будет нормально, — заключает ведущий рубрики.

Благодарим магазин emag.by за помощь в организации репортажа.

Выбор покупателей
взрослый/подростковый (макс. 110 кг), до 25 км/ч, мощность 250 Вт, запас хода 30 км, аккумулятор 7.8 А·ч, рекуперация, вес 12.5 кг
взрослый/подростковый (макс. 100 кг), до 30 км/ч, мощность 350 Вт, запас хода 30 км, аккумулятор 6 А·ч, рекуперация, материал платформы: алюминий, вес 11.7 кг

«Разбор с Красновым» — разбираем самые интересные случаи на дороге

 Auto.Onliner в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. sk@onliner.by