18 735
181
25 января 2020 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка; ГАИ Минской области; архив auto.onliner.by. Видео: Игорь Деменков

«Очевидцы прежних ДТП обращали внимание на проблему этого перехода». Разбор происшествия на въезде в Минск

В центре внимания сегодняшнего выпуска «Разборов...» оказалась проблема поэтапных переходов. Прямо на въезде в Минск был совершен наезд на пешехода. Подняв архив, мы выяснили, что раньше тут происходили аналогичные ДТП, а минувшим летом погибла девушка, ехавшая на велосипеде. По совпадению недалеко расположен еще один похожий светофорный объект.

Что произошло?

Днем в минувшее воскресенье, 19 января, водители, въезжавшие в столицу по витебской трассе, могли видеть спецавтомобили с включенными спецсигналами, несколько гражданских машин стояли с включенной «аварийкой». Как выяснилось, буквально в сотне-другой метров от знака «Минск» сбили пешехода.

Предварительная версия ГАИ звучит так: «Водитель (1990 г. р.) Volkswagen Polo ехал со стороны Логойска в направлении Минска. Автомобилист совершил наезд на переходившую проезжую часть по регулируемому пешеходному переходу на запрещающий сигнал светофора женщину (1965 г. р.). В результате она получила травмы и была доставлена в больницу».

А вскоре появилось видео, на котором зафиксирован сам момент происшествия. Ролик дает хорошее представление о том, что именно случилось.

Версия: пешеход смотрела на дальний светофор?

Наезд произошел на границе области и города, на которой расположен регулируемый пешеходный переход. Одна поправочка: переход поэтапный, что может иметь существенное значение в данном случае.

— В этом месте Логойский тракт переходит в трассу Минск — Витебск, а значит, мы должны учитывать интенсивность и специфику движения на вылетной магистрали: сравнительно высокая скорость, водители еще не успели перестроиться на городской режим, и все это в условиях плотного потока, — осматривается на месте происшествия Юрий Краснов.

Еще одна особенность — большое количество пешеходов. Рядом находятся магазины (в том числе большой гипермаркет), две остановки общественного транспорта. Словом, точек притяжения хватает.

— В идеале траектории пешеходов и автомобилей на скоростной дороге вообще не должны пересекаться, — считает ведущий рубрики. — У нас наверняка бы построили подземный или надземный переход, но это было бы в ущерб принципам безбарьерной среды. Логичнее и правильнее сделать тоннель для автомобилей, чтобы люди могли пересекать магистраль поверху, не поднимаясь и не спускаясь по ступенькам.

Однако сейчас компромиссом стал регулируемый пешеходный переход. Почему поэтапный? Очевидно, для увеличения пропускной способности.

— Сразу же у пользователей сайта возникла версия: могла ли пострадавшая женщина перепутать сигналы светофора? — задается вопросом Юрий Краснов. — Теоретически это возможно. Особенно если предположить, что пешеход пересекала дорогу наискосок от остановки общественного транспорта. С этой позиции взгляд может упереться именно в зеленый сигнал дальнего светофора.

Как мы установили во время осмотра места происшествия, для направления, по которому шла пострадавшая женщина, в тот момент, когда на ближнем светофоре горит красный, на дальнем включен зеленый.

— Учтите также нюанс, что человек в подобной ситуации настроен на поиск зеленого сигнала, — обращает внимание ведущий «Разборов...». — А когда находит глазами желаемое, то уже не обращает внимания на остальной «фон».

Знала ли пешеход об особенности данного перехода? Бывала ли здесь раньше? В конце концов, почему вышла на проезжую часть? У нас информации крайне мало, а выяснением обстоятельств должны заниматься следователи.

Отметим, что желтые таблички с предупреждением о поэтапном переходе установлены. Но их еще нужно увидеть. Дело в том, что они расположены на разделительной полосе, а также у дальнего светофора. Логичнее было бы разместить их прямо возле края проезжей части. Хотя и это не всегда может быть спасением.

— А еще я вижу, что между проезжей частью и тротуаром нет четкой границы, — возмущается Юрий Краснов. — На мой взгляд, было бы правильным установить ограждение, особенно с учетом того, что рядом находится остановка общественного транспорта. Подобным образом теперь устроены трамвайные остановочные пункты, что значительно повысило безопасность.

Просмотр видео: какой сигнал горел для пешеходов в момент ДТП?

В момент наезда транспортный светофор для направления Volkswagen начал моргать зеленым. В такой ситуации водители обычно стремятся проехать переход побыстрее и концентрируются на сигналах.

Насчет светофорного объекта. В течение нескольких циклов понаблюдали за особенностями его работы и убедились: в момент моргания зеленым транспортного светофора (для направления Volkswagen) дальний светофор для пешеходов (для направления пострадавшей женщины) моргает зеленым еще в течение трех-четырех секунд, а ближний горит красным.

— Логично предположить, что женщина вышла на проезжую часть за несколько секунд до наезда, — рассуждает ведущий рубрики. — Если она двигалась по диагонали от остановки, то тогда понятно, почему водители в других рядах успели остановиться. Им это позволили расстояние и скорость.

При просмотре видео мы также заметили, что на противоположной стороне дороги стоит маршрутный автобус (желтого цвета). Женщина могла торопиться, чтобы успеть на него.

Мог ли что-то сделать водитель Volkswagen?

Всегда при разборе обстоятельств происшествия (конфликта, аварийной ситуации или ДТП) рассматриваем ситуацию с точки зрения обеих сторон. В данном случае был ли хоть один шанс у водителя Volkswagen?

— Справа от него двигались другие автомобили, в том числе микроавтобус белого цвета, — в очередной раз просматривает ролик Юрий Краснов. — Габаритный транспорт, скорее всего, сильно ограничивал обзор.

Видно, что у Volkswagen за секунду-другую до удара загораются стоп-сигналы.

— У водителя были шансы только в том случае, если бы он почувствовал что-то неладное, обратив внимание на косвенные признаки, — считает ведущий «Разборов...». — Он же с учетом моргающего зеленого сигнала светофора стремился поскорее проехать это место.

Сказать, чтобы ехал потише? Но как? Это же загородная трасса, которая переходит в городскую магистраль.

Очевидцы прежних ДТП уже обращали внимание на ошибки участников дорожного движения

Учетные аварии на этом пешеходном переходе за последние годы случались неоднократно. Так, около двух лет назад водитель фуры DAF выехал на разделительную полосу. В результате пострадали мужчина (1968 г. р.), в лицо которого попал осколок светофора, и пожилая женщина — ей понадобилась госпитализация.

А минувшим летом тут погибла девушка, ехавшая на велосипеде. «Около 19 часов на 9-м км автодороги Минск — Витебск вблизи д. Боровая 44-летний минчанин на Renault Twingo совершил наезд на 20-летнюю велосипедистку, — сообщили тогда в ГАИ Минской области. — Девушка пересекала проезжую часть по регулируемому пешеходному переходу на запрещающий сигнал светофора».

Характерно, что очевидцы также обращали внимание на проблему поэтапного перехода: «Девушка ехала со стороны „Экспобела“. Остановилась на светофоре, ей загорелся красный. Она слезла с велосипеда, видно спешила куда-то, достала телефон, посмотрела время. [...] Девушка, видимо, глянула на другую сторону дороги, а там горел зеленый. В следующий момент я услышал крик и звук удара. В третьем ряду ехал Renault на зеленый. Ее откинуло метров на 25—30».

Рядом еще один поэтапный переход. На проблему обратил внимание горожанин

По совпадению недалеко от этого пешеходного перехода находится проблемный перекресток Логойский тракт — ул. Седых. На ситуацию обратил внимание наш читатель Андрей, приславший видеоролик.

Там тоже в каком-то смысле реализован поэтапный переход. Сначала загорается зеленый сигнал пешеходного светофора для пересечения местного проезда и трамвайных путей и только потом — для пересечения Логойского тракта.

— Люди, которые ожидают разрешающего сигнала светофора и находятся на тротуаре со стороны «МакДональдса», одновременно видят несколько сигналов, — анализирует обстановку Юрий Краснов. — Во-первых, два зеленых табло, актуальных для пересечения трамвайных путей и местного проезда. А во-вторых, наружную световую рекламу аптеки (зеленый крест).

Другими словами, опасения нашего читателя неудивительны. В таком скоплении ярких сигналов риск совершения ошибки возрастает. Особенно в темное время суток.

Интересно, что на Логойском тракте несколько лет назад мы уже рассматривали аналогичную ситуацию. Тогда, разбираясь в странном поведении пешеходов, вышедших на проезжую часть на красный, ГАИ сделала предположение: люди могли перепутать зеленый крест с разрешающим сигналом светофора.

Между тем законодательство четко регламентирует данный вопрос. В СТБ 1581-2008 сказано: «Средства наружной рекламы не должны иметь сходство (по внешнему виду, изображению или звуковому эффекту) с техническими средствами организации дорожного движения и специальными сигналами, ухудшать их видимость, а также создавать впечатление нахождения на дороге транспортного средства, пешехода или какого-либо объекта и снижать уровень безопасности движения».

— Недостаточно просто установить знаки и светофоры, нанести разметку и считать, что все будет работать как задумано, — подытоживает выпуск Юрий Краснов. — Необходимо учитывать контекст ситуации, первое время следить за обстановкой, изучать мнение участников дорожного движения. И уж тем более не допускать хронических проблем.

Читайте также:

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка; ГАИ Минской области; архив auto.onliner.by. Видео: Игорь Деменков