14 января 2022 в 8:00
Источник: Дмитрий Гладкий. Фото: Сергей Липский, Дмитрий Гладкий

Стройка, техника и ностальгия. Смотрим на город в непривычном ракурсе

Упавший мост и последующий его демонтаж дали минчанам возможность увидеть Немигу в непривычном ракурсе. А если обратиться к истории, то можно вспомнить, что непривычные виды на узнаваемые минские места возникают постоянно, когда что-то строят или реконструируют. Потом все возвращается на круги своя, и новый пейзаж становится обыденным, а непривычный вид остается только на архивных снимках. Мы сделали такую подборку. Приглашаем прогуляться по минским стройкам 20—25-летней давности и посмотреть, какая техника на них работала.


Это сейчас здесь мчат трамваи и стоят в пробках электробусы, а когда Привокзальную площадь в начале нулевых реконструировали, то прямо под окнами «ворот Минска» деловито рычали тяжелыми дизелями грунтовые катки и бульдозеры. А среди них был совершенно особенный экземпляр — огромный американский Caterpillar легендарной серии D9 со знаменитой приподнятой формой гусениц. В наших широтах такого монстра в принципе нечасто можно увидеть, а в центре столицы и подавно.

Земляк «Катерпиллара» с Привокзальной площади разравнивал грунт в районе станции метро «Восток». Откуда и как попал в Минск этот старенький International — доподлинно неизвестно, но, вполне возможно, прежде он возводил БАМ. Такие бульдозеры закупались Советским Союзом для особо важных строек. И он точно должен помнить если не Джимми Картера, то Рональда Рейгана как минимум.

Напарником у него был российский бульдозер Т-330, рожденный на Чебоксарском заводе промышленных тракторов. Выпускаются такие с 1975 года по сей день. Так что, вполне возможно, он тоже помнит Рейгана. Но это не точно. Наверняка в его памяти должно быть запечатлено, как на подряде у «застройщика с мировым именем» начинал строиться «единственный архитектурный шедевр в Европе, аналоги которого существуют лишь в Лас-Вегасе, Макао и Дубае». Да-да, «Маяк Минска» начинался именно с этих бульдозеров. В этом районе счастливые жители и гости столицы должны были любоваться гондолами, который плавают по многочисленным каналам. Но не сложилось.

Гондол минчане так и не дождались, зато увидели другое уникальное зрелище — экскаваторы, работавшие на дне Свислочи. В 2002 году начали чистить русло реки от Комсомольского озера до парка им. Горького. Говорят, объем ила, грязи и мусора, который вывезли в специальный гидроизолированный коллектор, был равен шести Курганам Славы. Так что экскаваторы потрудились знатно.

Но то был только первый этап. В дальнейшем чистка русла была продолжена. Легенды гласят, что строители и коммунальщики в процессе этой работы находили бумажники с раскисшими пачками долларов, золотые украшения, часы, ключи, патроны, снаряды, одну гранату РГД-5 и одну затонувшую байдарку. Количество найденных мобильных телефонов в начале 2000-х не озвучивалось.

Свислочь чистили и под мостом на Аранской. А сам мост и частично Партизанский проспект реконструировали. Сейчас, к примеру, движение на Немиге полностью закрыто, и многим это кажется коллапсом. Участок, где Аранская переходит в Партизанский проспект (важная транспортная артерия), тоже какое-то время не работал, но это минчане смогли пережить. А стало быть, и с Немигой будет так же. Кран в кадре — японский 50-тонник KATO. Большую партию в свое время купил Советский Союз. В Минске осели как минимум две такие машины.

А когда строили продолжение второй ветки метрополитена в сторону Каменной Горки, движение очень сильно было ограничено на улице Притыцкого. Узнаете участок рядом с кинотеатром «Аврора»? Тогда на этой площадке работал весьма экзотический автомобильный кран иностранного производства, марку и модель которого могут определить только очень квалифицированные специалисты.

Те же времена. Будущая станция метро «Спортивная». Тогда улица Притыцкого на всем протяжении была полностью перекопана. А гусеничный кран в кадре — своеобразная легенда и заслуженный ветеран минских строек. Это старый американский Link Belt LS408. Вот он точно строил БАМ (откуда к нам и прибыл) и все станции минского метро.

Метро «Уручье» тоже не сразу появилось. Из памяти местных жителей еще не стерлись виды строительства станции. Работал на той стройке еще один экзотический автомобильный кран, на сей раз отечественный — МКТ-40 Туапсинского машиностроительного завода на базе одноосного тягача МоАЗ-546П.

Однако самая запоминающаяся минская стройка, на время видоизменившая центр города, — это, безусловно, возведение торгового центра «Столица», когда почти всю площадь Независимости в буквальном смысле слова выкопали. К строительству этого объекта приступили в конце 2003 года.

На месте одной из центральных площадей Минска образовался самый настоящий карьер, где, как муравьи, сновали самосвалы, бульдозеры, краны, буровые установки, фронтальные погрузчики. И все это ниже уровня горизонта.

Когда вспоминаешь, что в некоторые моменты кабина башенного крана находилась ниже уровня асфальта, возникает когнитивный диссонанс. Официальное открытие ТЦ «Столица» состоялось 30 декабря 2006 года. Для посетителей все объекты стали доступны с января 2007-го. Учитывая сложность объекта, это хорошие темпы. Оправдала ли «Столица» затраченные на нее усилия и средства — совсем другой вопрос, философский и риторический.

А вот так начинался футбольный манеж в Веснянке. Хоть высота у него и небольшая, но башенные краны все равно понадобились. Причем несколько. Сказалась особенность конструкции здания, основанного на металлических арках-дугах.

Когда возводили монумент «Партизанская слава» накануне празднования 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, окружающий пейзаж не сильно поменялся. Но технику задействовали необычную — старенький многоосный кран Liebherr LT-1055 и необычный большой гусеничный кран МКГС-100 с решетчатой стрелой, который доставляли по частям с помощью военного «ракетного» тягача МАЗ-537.


Минск будет меняться и дальше. Тем интереснее смотреть на старые снимки, где город запечатлен таким, каким многие современные минчане его и не знали. Обещают, что совсем скоро и фотографии строительных работ на Немиге перейдут в разряд архивно-исторических.

Читайте также:

зеркальная камера, байонет Canon EF, матрица Full frame (полный кадр) 20.2 Мп, без объектива (body), Wi-Fi
Нет в наличии
зеркальная камера, байонет Canon EF, матрица Full frame (полный кадр) 30.4 Мп, без объектива (body), Wi-Fi, два слота для карт памяти
зеркальная камера, байонет Canon EF-S, матрица APS-C (1.6 crop) 24 Мп, без объектива (body), Wi-Fi

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Источник: Дмитрий Гладкий. Фото: Сергей Липский, Дмитрий Гладкий