Компания Automobili Lamborghini, создавшая легендарные Miura, Countach и Diablo, этой весной празднует свое 60-летие. Началась эта увлекательная история с того, что Ферруччо Ламборгини после ссоры с Энцо Феррари задался целью построить «идеальный спортивный автомобиль». И поехало...
К тому времени когда Ферруччо принял решение создать предприятие по производству спорткаров, он был уже влиятельным и успешным бизнесменом. Ламборгини родился в итальянской деревушке Ренаццо 28 апреля 1916 года в семье фермеров, а после окончания Второй мировой войны основал компанию по выпуску недорогих тракторов из деталей старой военной техники. Так что на деле все началось с сельхозтехники, также носившей имя Lamborghini. Но сегодня — о спорткарах.
Итальянский промышленник всегда считал, что нет ничего невозможного, и преследовал амбициозные цели. Наверняка многие наслышаны о знаменитой истории, что Ламборгини задумал сделать «идеальный спорткар» после того, как поругался с Энцо Феррари: на его Ferrari 250 GT регулярно ломалось сцепление, и Ферруччо решил лично высказать претензии самому Коммендаторе. Тот ответил, что Ламборгини не умеет нормально ездить на Ferrari и пусть дальше «занимается своими тракторами». После этого разозленный Ферруччо заявил, что собирается создать спорткар, способный не просто бросить вызов, а превзойти машины, создаваемые в Маранелло. Многие посчитали, что этот «деревенский выскочка» сошел с ума.
Ферруччо начал работу над новым проектом в конце 1962 года и уже в мае 1963-го основал компанию Automobili Ferruccio Lamborghini, приобретя крупный участок земли в Сант-Агата-Болоньезе под Болоньей для строительства нового автозавода. Работы начались в марте 1963 года — главный корпус был возведен за 8 месяцев.
Ламборгини был непреклонен в том, что единственно возможный выбор для суперкаров — это атмосферный V12. Для этого он обратился к Джотто Биццаррини, разрабатывавшему двигатели для Ferrari, — соглашение подразумевало создание мотора рабочим объемом 3,5 литра и мощностью не менее 350 л. с. Как гласит легенда, в качестве стимула для одного из лучших мотористов всех времен за каждые дополнительные 10 л. с. контрактом была предусмотрена премия. И когда в июле 1963 года двигатель впервые запустили на испытательном стенде, показатели (по тогдашним меркам) были впечатляющими — 360 л. с. при 9000 об/мин. Ферруччо заплатил Биццаррини все, что ему причиталось, но, по сути, это был гоночный мотор, непригодный для применения в обычных машинах.
Ламборгини нанял еще двух талантливых и многообещающих инженеров: Джанпаоло Даллара был назначен техническим директором, а его правой рукой стал Паоло Станцани. Последнему тогда поручили доводку и адаптацию мотора V12 для «цивильного» использования. Впоследствии Даллара и Станцани наряду с дизайнером Марчелло Гандини прославились созданием целого ряда знаменитых Lamborghini.
Первый автомобиль, который украсила эмблема с изображением разъяренного быка, был готов к осени 1963 года, когда состоялась его премьера на автосалоне в Турине. Это прототип 350 GTV с дизайном от Франко Скальоне.
Имея за плечами опыт руководства заводом сельхозтехники, производство спорткаров Ламборгини организовал быстро. Выпуск вырос с 67 спорткаров в 1965 году до 425 в 1971-м, но затем произошел спад на фоне финансовых трудностей и нефтяного кризиса — в 1979-м удалось произвести только 55 машин. В 1980-е годы дела снова пошли в гору, и в 1987-м Lamborghini собрала 470 автомобилей, а также 300 судовых двигателей.
После того как в начале 1970-х Ферруччо вышел из автомобильного бизнеса, компания успела сменить нескольких владельцев. В 1987 году ее приобрела Chrysler, а в 1994-м — малайзийский консорциум Mycom Setdco. В 1998 году Lamborghini перешла под крыло Volkswagen, что ознаменовало период модернизации и роста. В 2003-м объем производства составил 1305 автомобилей, а еще через три года была преодолена отметка в 2000 единиц. В прошлом году заказчикам было передано уже 9233 Lamborghini — и это новый рекорд продаж.
В настоящее время компания выпускает не только серийные модели (Huracan, Urus и недавно представленный Revuelto, который пришел на смену Aventador), но и собирает уникальные эксклюзивные машины по спецзаказам самых состоятельных клиентов. Такие экземпляры незаметно переезжают из гаража одного коллекционера в гараж другого, постоянно прибавляя в цене.
Ниже — подборка из десяти машин, включая знаковые для Lamborghini модели, а также самые редкие и дорогие шедевры, созданные в Сант-Агата-Болоньезе за 60 лет.
350 GT
Первая серийная модель от Automobili Lamborghini была представлена в 1964 году. Купе 350 GT стало развитием прототипа 350 GTV, а внешний облик машины был основательно переработан дизайнерами студии Carrozzeria Touring. Установленный продольно под капотом 3,5-литровый V12 с углом развала 60 градусов и двумя верхними распредвалами развивал от 280 до 320 л. с. Купе с независимой подвеской и дисковыми тормозами на всех колесах разгонялось до максимальных 254 км/ч.
Всего до конца 1966 года было выпущено 120 единиц модели. Также Carrozzeria Touring построила два экземпляра «двухдверки» с открытым кузовом — спайдер 350 GTS.
Miura
Одна из самых красивых и культовых моделей с кузовом работы Марчелло Гандини была представлена в 1966 году на Женевском автосалоне. С Miura берет начало род среднемоторных Lamborghini, причем 4-литровый V12 (350—385 л. с.) у нее был установлен поперечно. С тех пор названия большинства моделей марки связаны с корридой — суперкары получали имена в честь боевых быков, что вполне естественно для компании, основатель которой родился под знаком Тельца. А еще Miura стала первой машиной, для которой был придуман термин «суперкар». За семь лет производства было изготовлено 763 экземпляра модели.
Marzal
Еще одна машина, над обликом которой работал Гандини, — концепт Marzal образца 1967 года, созданный с использованием агрегатов Miura. Купе с клиновидным силуэтом в ходе предстартовой церемонии Гран-при «Формулы-1» на улицы княжества вывел сам князь Монако Ренье III в компании с принцессой Грейс. Из особенностей — четыре кресла с обивкой серебристой кожей и шестиугольники, повсеместно обыгранные в дизайне автомобиля. Кроме того, Marzal мог похвастаться рекордной площадью остекления (включая крышу и подъемные двери типа «крыло чайки»), которая достигает 4,5 м2. Многие примененные на модели дизайнерские элементы достались серийной Espada.
Countach
В 1973 году начался выпуск, пожалуй, самого знаменитого творения маэстро Гандини — модели Countach. Ее главной особенностью стали открывающиеся вверх двери, которые называют еще гильотинными. С тех пор они стали визитной карточкой суперкаров марки с 12-цилиндровыми моторами (отсюда и Lambo Doors). Четырехлитровый V12 (375 л. с.) на Countach располагался продольно. Модель неоднократно модернизировали: к 1985 году объем мотора нарастили до 5,2 литра, а отдачу — до 455 л. с. Выпуск Countach продолжался 17 лет (тираж составил почти 2000 единиц). В 2021 году легендарное имя возродили для спецсерии нового суперкара в стиле оригинальной модели.
LM002
В 1986 году на автошоу в Брюсселе дебютировал полноприводный внедорожник LM002, изначально задумывавшийся как тяжелый джип армейского образца (отсюда и индекс LM, то есть Lamborghini Military). Он получил изготовленные из алюминия и стекловолокна кузовные элементы, 450-сильный V12 от Countach и двухступенчатую раздаточную коробку с центральной блокировкой дифференциала. Автомобиль мог заехать на 50-градусный уклон, а первую сотню разменивал за 7,8 секунды и развивал максимальные 210 км/ч. В общем, неспроста эту машину, выпущенную в количестве 300 единиц, прозвали Rambo Lambo.
Diablo
Этот суперкар появился в 1990 году как наследник Countach. Мотор V12 5.7 развивал 492 л. с., разгоняя купе до максимальных 325 км/ч — на тот момент это был самый быстрый серийный автомобиль в мире. В 1993-м у Diablo появилась модификация VT с полным приводом (с тех пор это характерная особенность флагманских моделей марки), а спустя два года подоспела версия SV с форсированным до 510 л. с. мотором. В 1999-м Diablo была обновлена и получила модернизированный двигатель объемом 6 литров, развивавший до 583 л. с. (у версии GT). Выпуск Diablo продолжался до 2001 года — суперкар разошелся по всему миру в количестве 2903 штук.
Sesto Elemento
Еще в 1983 году Lamborghini учредила отдел Esperienza Materiali Compositi, в совершенстве овладев процессом изготовления деталей из композитных материалов. Преимущество облегченных конструкций итальянцы продемонстрировали с помощью прототипа Sesto Elemento (2010 год), почти полностью сделанного из углепластика. Благодаря этому снаряженную массу удалось удержать на отметке чуть менее тонны. Впоследствии Sesto Elemento выпустили тиражом 20 единиц в качестве трекового суперкара — ввиду своих конструктивных особенностей он не был допущен к использованию на дорогах общего пользования. Оценили «шестой элемент» в 2,2 миллиона долларов.
Veneno
В 2013 году подарком к полувековому юбилею компании стал суперкар Veneno на основе серийного суперкара Aventador: 6,5-литровый V12 у него был форсирован до 750 л. с., разгон до 100 км/ч занимал 2,8 секунды, а максимальная скорость составляла 355 км/ч. Цена — от 3 миллионов евро! Всего выпустили три купе и девять родстеров Veneno. Один из них был конфискован в Швейцарии у сына президента Экваториальной Гвинеи — в 2019 году автомобиль продали на аукционе за 8,3 миллиона долларов. Данный экземпляр Veneno Roadster считается самым дорогим Lamborghini в истории.
Sian
Формально это первый серийный гибридный Lamborghini, хотя тираж его ограничен — речь идет о 63 купе и 19 родстерах. Стоимость каждого из них перевалила за отметку в 2 миллиона евро (без учета налогов). Атмосферный V12 объемом 6,5 литра на Sian дополнен мягкогибридной электрической надстройкой, работающей с напряжением 48 вольт. В 7-ступенчатый «робот» встроен 34-сильный электродвигатель (в сумме установка развивает 819 л. с.), а вместо литийионной батареи используются суперконденсаторы. До 100 км/ч купе разгоняется за 2,8 секунды, максимальная скорость — 350 км/ч.
Urus
Первый в истории Lamborghini кроссовер, продажи которого начались в 2018 году, в самой компании называют «прямым наследником LM002», хотя с инженерной точки зрения он очень далек от рамного вездехода 1980-х. В ходе подготовки запуска Urus в серию площадь предприятия в Сант-Агата-Болоньезе была увеличена вдвое — с 80 до 160 тысяч квадратных метров, что в 13 раз больше автосборочного завода компании в 1963 году. Urus — это первый серийный Lamborghini с турбомотором под капотом и бестселлер марки, обеспечивающий более половины всех продаж.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by