Продажи электромобилей набирают обороты с каждым годом — машины без двигателей внутреннего сгорания постепенно перестают быть сугубо нишевым продуктом. Общая тенденция перехода на электромобили обошла разве что российскую Lada: практически все крупные автопроизводители наперебой разбрасываются лозунгами об отказе от машин с бензиновыми и дизельными моторами. Электрификация на повестке дня и у китайских компаний.
Сейчас китайский автомобильный рынок — первый по объему продаж в мире. Это касается и сегмента электромобилей. По подсчетам аналитической компании LMC Automotive, которые приводит Nikkei Asia, в прошлом году в мире было произведено 3,99 миллиона электромобилей и 57,4% из этого числа — в Китае. Неудивительно, что КНР является еще и рекордсменом по количеству экспортируемых «электричек»: около 500 000 в 2021 году (правда, примерно 100 000 из них — это модели Tesla, произведенные на «Гигафабрике» в Шанхае). Благодаря налоговым льготам, субсидиям для покупателей и прочим стимулам в Китае появилось не просто много, а очень много производителей электромобилей — в основном это небольшие стартапы, многие из которых быстро объявляют о банкротстве, но на смену им сразу приходят новые компании.
Более-менее прочно закрепиться на китайском рынке смогла «большая электромобильная тройка» — это компании BYD, Nio и Xpeng Motors, у которых вдобавок имеются серьезные намерения «взломать» европейский рынок и попытаться навязать конкуренцию местным именитым производителям.
Компания BYD (сокращение от Build Your Dreams) официально объявила о том, что еще в марте прекратила выпуск моделей с бензиновыми двигателями. Впрочем, подзаряжаемые «гибриды» (PHEV) некоторое время еще останутся в гамме, основное же внимание будет уделено освоению выпуска новых электромобилей на платформе третьего поколения (e3.0), разработанной без привязки к бензиновым машинам. Среди ее особенностей — электросистема с рабочим напряжением 800 вольт (такой стандарт используется на Porsche Taycan и новых электрокарах Kia и Hyundai), литий-железо-фосфатные батареи семейства Blade с плотным расположением ячеек, задний или полный привод.
Первой моделью на новой архитектуре стал дебютировавший прошлым летом хетчбэк Dolphin, за ним последовал рассекреченный этой весной седан Seal. Новинку, которую прочат в конкуренты Tesla Model 3, предложат с одним или двумя электромоторами с отдачей от 204 до 530 л. с., а стоимость базовой версии составит около 35 000 долларов. Также в мае на китайском рынке начнутся продажи обновленных версий седана Han EV и кроссовера Tang EV.
Набирает обороты и электромобильная программа Changan. К 2025 году компания намерена выйти на отметку 3 миллиона проданных автомобилей с долей электромобилей 35%, а еще через 5 лет общие продажи планируется нарастить до 4,5 миллиона единиц, из которых 60% должно приходиться на машины на электротяге. При этом предполагается, что доля внешних рынков в структуре продаж компании составит 30%: по неподтвержденной пока информации, Changan собирается возвести автозаводы в США и Европе. В этом году будет представлен седан Shenlan C385, пока существующий в статусе концепта, — серийная модель, которая составит конкуренцию Tesla Model 3, станет первенцем перспективной электрической платформы EPA1.
В апреле Changan представил, возможно, свой будущий хит продаж — миниатюрный городской электрокар Lumin Corn длиной всего 3,27 м. С этой машинкой Changan метит в бестселлеры китайского электромобильного сегмента — Wuling Mini EV. Создан Lumin Corn на платформе EPA0 и оснащен электромотором мощностью 41 л. с. (позже должна появиться 48-сильная версия). Вариантов тяговой батареи предусмотрено три (емкостью 12,9, 17,7 и 28 кВт·ч), обеспечивающих пробег от 155 до 301 км. В продаже «малютка» появится во второй половине 2022 года, цены в Changan пока не озвучили.
Электрификацию модельного ряда предусматривает и стратегия Smart Geely 2025, осенью прошлого года обнародованная холдингом Geely Auto. К 2025 году компания рассчитывает довести объем продаж до 3,65 миллиона автомобилей в год, куда включены показатели новых электромобильных брендов Geometry и Zeekr.
Первый из них, к слову, знаком белорусам: на нашем тест-драйве успели побывать седан Geometry A и хетчбэк Geometry C, несколько экземпляров которого уже нашли своих покупателей в нашей стране. В течение ближайших 5 лет бренд представит не менее пяти новых моделей электрокаров, одна из которых скоро поступит в продажу в КНР. Это 4-метровый кроссовер Geometry E с достаточно скромными обнародованными характеристиками — 82-сильный электромотор и 102 км/ч максимальной скорости. Впрочем, цена кусаться не будет: в Китае ориентировочная начальная стоимость Geometry E составит около 10 000 долларов.
Бренд Zeekr ориентирован на выпуск электромобилей премиум-сегмента. Первой машиной под этой маркой стал созданный на новой модульной архитектуре SEA лифтбэк Zeekr 001, производство которого началось в прошлом году. Базовый вариант 001 — с 271-сильным электродвигателем на задней оси и батареей на 100 кВт·ч, обеспечивающей паспортный пробег в 712 км (по устаревшей методике NEDC). Полноприводный лифтбэк оснащен двумя электромоторами суммарной мощностью 544 л. с. и двумя вариантами тяговой батареи — на 86 кВт·ч (526 км без подзарядки) и 100 кВт·ч (606 км). Время разгона до 100 км/ч — 3,8 секунды, максимальная скорость — свыше 200 км/ч. В Geely рассчитывают, что к 2025 году продажи электромобилей Zeekr достигнут 650 000 единиц ежегодно.
А в следующем году в коллекции Geely появится еще одна марка, предназначенная для электромобилей со сменными батареями. Компания уже установила около 100 станций по замене аккумуляторов по всему Китаю, а еще через три года их количество должно увеличиться до 5000.
Собственный электромобильный бренд в конце 2020 года учредил конгломерат Evergrande Group, некогда один из крупнейших застройщиков Китая. Недвижимость теперь отодвигается на второй план, а основным бизнесом для Evergrande должен стать выпуск электромобилей. В прошлом году была представлена гамма из девяти концептов, намекавших на перспективный модельный ряд машин разных классов и габаритов под маркой Hengchi. Однако из-за колоссальных убытков и финансовых затруднений многие перспективные проекты пришлось заморозить, а наладить производство «электричек» удалось только в конце прошлого года.
Пока речь идет о сборке на предприятии в Тяньцзине небольших партий опытных образцов кроссовера Hengchi 5. Предсерийные экземпляры «пятерки», оснащенной 204-сильным электромотором, уже начали демонстрировать потенциальным покупателям. Известно, что на одной зарядке батареи «паркетник» сможет проезжать до 600 км (по китайской методике CLTC). После отладки производственных процессов должен стартовать выпуск готовых серийных машин — продажи Hengchi 5, как ожидается, начнутся летом или осенью. Также недавно на улицах был замечен прототип электрического седана Hengchi 7, о сроках рыночного дебюта которого информации нет. Ранее сообщалось, что к 2025 году объем выпуска электромобилей Hengchi должен достичь миллиона единиц, но не исключено, что из-за вороха проблем Evergrande эти амбициозные планы придется пересмотреть.
Один из самых успешных китайских электромобильных стартапов — это, безусловно, Nio: начиная с 2018 года дела на рынке у этой марки идут в гору, а в разработку новых моделей компания вкладывает сотни миллионов долларов. Так, с начала этого года Nio продала немногим более 25 000 электромобилей (по состоянию на март), что на 28,5% больше по сравнению с результатом первого квартала 2021 года. Прошлой весной компания отметила выпуск 100-тысячного электрокара, а в конце апреля этого года перешагнула отметку в 200 тысяч!
Своего отдельного завода у Nio пока нет: машины выпускаются на мощностях совместного с JAC предприятия в городе Хэфэй. До недавнего времени модельный ряд Nio состоял только из кроссоверов (ES6, ES8 и EC6), а в марте текущего года компания освоила выпуск флагманского седана ET7, цены на который в КНР начинаются с 70 000 долларов (без учета субсидий).
На подходе кроссовер ES7 и еще один седан — ET5, который был рассекречен в конце минувшего года. Поставки ET5 клиентам начнутся осенью, а ES7 поступит в продажу в начале 2023 года.
Одна из фишек моделей Nio — возможность быстрой (за три минуты) замены аккумулятора на специальных станциях. В Китае уже насчитывается 900 пунктов быстрой смены батарей, а концу 2025 года их число планируется увеличить до 4000 (1000 из них должны будут находиться за пределами КНР). В прошлом году Nio вышла на норвежский рынок, а до конца текущего года продажи начнутся в Германии, Нидерландах, Швеции и Дании. В компании рассчитывают, что к концу 2025 года ее продукция будет продаваться в 25 различных странах, в том числе и США.
Молодая компания Xpeng Motors из Гуанчжоу на домашнем рынке дебютировала в 2017 году и с тех пор последовательно расширяет свой модельный ряд. Сейчас в гамме Xpeng имеется три модели — кроссовер G3, седан P7 и представленный в прошлом году P5. У фирмы большие планы, в том числе и относительно европейского рынка.
Начиналось все с поставки небольшой партии паркетников G3 в Норвегию, а в этом году компания вышла на рынки Швеции и Нидерландов. В минувшем месяце сразу в нескольких европейских странах (кроме вышеупомянутых это еще и Дания) стартовал прием заказов на младший седан P5, который в Китае продается с прошлой осени.
Европейцам предложат версию с батареей емкостью 66 кВт·ч, на одном заряде которой седан сможет проезжать до 465 км (по циклу WLTP). Электромотор у P5 один, развивает он 211 л. с. и 310 Н·м крутящего момента. Паспортный разгон до 100 км/ч — 7,3 секунды, максимальная скорость достигает 150 км/ч. Объем багажника у P5 — 510 л. Цены зависят от конкретного рынка: в Нидерландах, например, стартовая стоимость P5 составляет 48 000 евро.
Еще один новоиспеченный электромобильный бренд из Поднебесной — Zhiji Auto, созданный в конце 2020 года совместными усилиями концерна SAIC и компании Alibaba, работающей в сфере интернет-коммерции. В Китае уже принимаются заказы на седан L7, цены на который начинаются с 61 700 долларов в пересчете. В длину он достигает 5,09 м и располагает полным приводом с двумя электродвигателями, развивающими в сумме 578 л. с. и 725 Н·м крутящего момента. Размен первой «сотни» — за 3,9 секунды. Можно выбирать из двух вариантов аккумуляторов — емкостью 93 и 115 кВт·ч, с которыми седан может проехать на одной зарядке до 615 и 874 км соответственно.
На подходе у Zhiji и вторая модель — кроссовер, который существует в виде полноразмерного макета без салона. У машины пока нет и названия, не озвучены и сроки рыночного дебюта, но не исключено, что готовый к запуску в серию вариант паркетника китайцы покажут уже в этом году.
Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by