Сезон начался! Деревья уже в молодой листве — заметили? Эти листики — флажки на старте: зеленые, значит, можно ехать. Финишируем, когда флажков не станет: пожелтеют, покраснеют и опадут, замыкая круг. А пока перед нами месяцы удовольствий и километры пейзажей — едем! Мы собрали здесь лучшие маршруты, которые проверили вдоль и поперек и которыми делимся с вами.
Любое путешествие требует серьезной подготовки и тщательного планирования. Мы постарались сделать за вас эту часть работы — помечайте.
Иллюстрации кликабельны.
Протяженность: до 55 км, но можно и гораздо меньше.
Сложность: ★★★☆☆
Что можно увидеть: Дрозды и Заславское водохранилище, романтические фонтаны, уникальную «горную» реку, тусовочные пляжи и уединенные места с красивыми видами, дамбу, люксовые санатории, гребной канал.
Рекомендации: маршрут не сложный, и не нужно его усложнять. Избегайте проезжих дорог с интенсивным движением, имейте с собой навигацию (хотя бы в телефоне) и переезжайте от одной локации к другой. Обязательно останавливайтесь в кафе на пляжах, подкрепляйтесь и пополняйте запас питьевой воды. По вечерам у воды может быть прохладно — возьмите что-то для утепления.
Оптимальный тип велосипеда: горный, гравел — любой универсальный велосипед хорошей проходимости.
Стремиться во что бы то ни стало объехать Заславское водохранилище на велосипеде стоит разве что для самой идеи. К воде не пробраться: какие-то территории огорожены, и въезд туда строго запрещен, другие места одичали. Северная часть моря слабо освоена, и велосипедисты чаще едут по автодорогам — Н9036 и заславской Н9031. Точно встретите здесь спортсменов, выехавших на тренировку, но с ними обычно есть машины прикрытия. Ехать по таким дорогам в одиночку не слишком приятно: обочины нет, трафик в дневное время значительный. Если уж хотите освоить маршрут, приезжайте рано утром. Берег чудо как хорош в лучах восходящего солнца, автомобилей почти нет, есть только вы и ваш велосипед.
Ходило немало разговоров о том, что морю нужен полноценный веломаршрут — уж он-то наверняка привлекал бы сюда толпы горожан на велосипедах. Но как-то не сложилось. Проблема даже не в качестве полотна (оно-то как раз приемлемое), а в отсутствии вдумчивой инфраструктуры, которая бы дополняла открытость пейзажей. Пока же на Минское море едут в основном на пляжи, создавая там в сезон толчею, сравнимую с курортной.
А может, оно и к лучшему. В конце концов, у поросшего травой непронумерованного пляжа, под гаснущим небом как-то отчетливее ощущается наполненность момента. Велосипед подарит многое: свободу, время и пространство. Такой маршрут не повторить на автомобиле, да и не почувствовать так. Совсем не обязательно проезжать все 50 километров, достаточно выбрать свои места, свою скорость, свою дорогу — дорогу к морю.
Сложность: ★☆☆☆☆
Что можно увидеть: по-настоящему безопасный маршрут за город, аутентичную тропу через лес, спортивный комплекс «Раубичи», панорамный вид с вершины холма, трамплины, музей народного искусства, Раубичское водохранилище.
Рекомендации: один из самых простых маршрутов, уводящих из города. Не торопитесь уезжать из Раубичей, обследуйте это место хорошенько. Найдете и горы, и пляжи, и места, где хорошо пообедать. Запросто можно найти классное место для ночевки (отели, агроусадьбы) и уехать на все выходные.
Оптимальный тип велосипеда: велодорожка в Раубичи все еще в хорошем состоянии, подойдет любой велосипед, даже самый быстрый. Гибридные модели — наиболее сбалансированный выбор.
Раубичи — уникальное место, куда действительно удобно добраться на велосипеде и где при этом можно отдохнуть хоть с семьей, хоть с друзьями. Все другие локации, претендующие на роль туристических объектов, вынуждены кусать локти, так как не имеют столь же развитого велосообщения с большим городом. Можно, конечно, приехать на машине, но зачем, ведь на велике гораздо интереснее.
Приятно засидеться где-нибудь на скамеечке у живописного моста допоздна, вдыхая чистый летний воздух и разглядывая звездное небо. Увидите падающую звезду — обязательно загадайте желание (говорят, сбывается).
В Раубичах своя атмосфера: молодые спортсмены убегают на тренировочные трассы, здесь нет толчеи и суматохи, как в прочих популярных местах. Кроме того, с вами ваш велик: объездите все дорожки, чтобы не упустить ничего.
Сложность: ★★★★☆
Что можно увидеть: красивый древний Заславль, панорамы Минска, которых вы не видели прежде, уютные деревни, ромашковое поле, белорусский городок будто с открытки.
Рекомендации: маршрут сложный, лучше ехать большой компанией — и веселее, и спокойнее. Главное — проехать холмистую местность за Заславлем: дорога то вверх, то вниз и сплошь по тряской грунтовке. Но продлится это недолго, потом асфальт да деревенская тишь.
Оптимальный тип велосипеда: нужен велосипед с серьезными внедорожными возможностями, вроде горника или гравела. А вот если у вас есть электровелик, способный ехать по бездорожью, — сложный маршрут внезапно превратится в очень простой.
Как-то не поворачивается язык называть Раков агрогородком. Когда-то он был крупным центром на важном маршруте, городом торговли и ремесел. Сегодня большие дороги проходят в стороне. И все же сюда стоит свернуть, чтобы увидеть в тишине устремленные в небо храмовые кресты, проплыть в медлительном спокойствии здешних улочек, послушать, о чем на берегу пруда перешептываются лебеди.
Не торопитесь возвращаться, насладитесь атмосферой этого места, куда вы доехали на велосипеде. Смело набивайте карманы впечатлениями — они еще долго не завянут и будут радовать вас среди городской суеты. Такие эмоции — самый верный залог того, что это велопутешествие для вас не последнее.
Сложность: ★☆☆☆☆
Что можно увидеть: тренировку воднолыжников на Волковичском водохранилище, уютные пляжи, спасательную станцию, симпатичную деревню, тропинку с аутентичным мостом прямо из детства, музей народной архитектуры и быта.
Рекомендации: простой и бесконечно живописный маршрут, который начинается прямо от проспекта Дзержинского в Минске. Ехать недалеко, будет где перекусить и на что посмотреть. Поезжайте смело, закладывайте побольше времени — быстро возвращаться не захочется.
Оптимальный тип велосипеда: большая часть пути пройдет по обустроенной велодорожке, затем — по сельской дороге. Километраж также достаточно скромный — на любом велосипеде вы будете чувствовать себя хорошо.
Удивительный маршрут, который совершенно точно станет у вас одним из любимейших. Спокойная езда, убранные поля и солнечный горизонт, который понемногу окрашивает листву золотом. В стороне от большой дороги шум стихает. Здесь тот же воздух, тот же скрипучий мосток перекинут через речушку, те же лягушки так же квакают в зарослях. Здесь родные края, где, вот чудо, все так же спокойно и размеренно тянется та же счастливая жизнь, которая отказалась ехать с нами по большой дороге и осталась у бабушки в деревне на все лето, навсегда.
Солнце указывает на тропинку, ведущую куда-то вверх. Взбираемся одним рывком и оказываемся в другой деревне, ухоженной и красивой, будто на открытке. Огромная, как башня, мельница встречает у входа. Это Строчицы — музей народной архитектуры и быта. В этом месте можно зависнуть надолго, гуляя по деревенским улицам от одной уникальной постройки до другой, вглядываясь в детали, угадывая образы, вспоминая поэтичные обрывки из школьного курса литературы. Во все эти дома можно входить.
Сложность: ★★★☆☆
Что можно увидеть: минские парки на западе города, кукурузное поле в районе Тарасово, брутальный водосброс, лошадиные угодья в Ратомке.
Рекомендации: маршрут, с одной стороны, довольно простой, но он имеет и почти экстремальные участки. В сезон кукурузное поле вырастает стеной: пробираешься будто сквозь плотные джунгли. А за водосбросом можно попытаться напрямую через лес, но будьте осторожны: дорога может быть сыпучей. В Ратомке на велосипедистов реагируют спокойно. При одном условии: лошади там священны, вы не должны их беспокоить.
Оптимальный тип велосипеда: лучше иметь что-то достаточно вседорожное, как минимум гибрид.
Тропы привели нас к окраине кукурузного поля. Любопытно, что все карты настаивали на том, что через поле можно и пройти, и проехать, причем маршрут вроде как начертан. Что ж, в кукурузе действительно виднеется прогалина. На самом деле это джунгли. Кукуруза вырастает настолько высокой и высажена так плотно, что ничего другого вокруг просто не видно. По бокам зеленые стены, над головой небо, скребущее влажными облаками по шлему, под колесами дорога, которая тебя сюда завела, и лишь ей под силу тебя отсюда вывести. Был бы это лабиринт, а не коридор без ответвлений — впору было бы паниковать. А так, набрался терпения — и крути педали, надеясь, что вскоре стены раздвинутся.
Вынырнули из джунглей где-то под Ждановичами. Свежая полоса асфальта: направо — в город, налево — к приключениям.
Сложность: ★★★★☆
Что можно увидеть: Мирский и Несвижский замки за один день. Это один из главных туристических маршрутов в стране.
Рекомендации: маршрут сложный в первую очередь из-за своей протяженности. Но увидеть два замка за один день реально, просто сразу планируйте ночевку где-нибудь в Несвиже, получится незабываемый велотур на все выходные.
Оптимальный тип велосипеда: дорожное покрытие на протяжении большей части маршрута безупречное. Лишь небольшой отрезок между Столбцами и Миром — сыпучая грунтовка и сельхозтропа через картофельное поле — там себя лучше будут чувствовать универсальные велосипеды: гравел или горник. Но смело можно ехать и на гибриде, и даже на шоссейнике.
Пришла пора совершить настоящий тур по главному туристическому маршруту Беларуси, разглядев века, не тускнеющие в дорожной пыли, и землю, которой можно гордиться.
Каждый, кто учился в белорусской школе, наверняка приезжал в Мир на экскурсию. И все-таки добраться вот так самому, на велосипеде — это совсем другое чувство. Белорусская готика, мощный средневековый форт будто на открытке — это было целью, и цель покорилась. Горделивые стены напитываются светом разгорающегося дня, а врата гостеприимно открыты для того, кто не убоялся пути, чтобы войти сюда.
Во внутреннем дворе еще тихо и безлюдно, экскурсионные автобусы подтянутся позже. Но звучат приветственные голоса: это ласточки, которые вот уже пять веков вьют в этом людском замке свои собственные. Ласточкам куда больше известно о том, что такое дальний и многотрудный путь, и все же они не такие уж и зазнайки: впечатляются из вежливости нашим велопробегом.
Приложите руку к холодному камню. Выдохните. Под вашей ладонью пульсирует время. Войны, набеги и междоусобицы, яства, празднества и шляхетская роскошь — контрасты истории. Мы прибыли верхом, почти на конях, мы заслуживаем того, чтобы почувствовать себя ее частью.
Сложность: ★★★★★
Что можно увидеть: древний лес, живой и настоящий, а также всех его обитателей. Нам попались уж, еж, лоси, косуля и даже енот! Попробуйте отыскать в пуще необычных серых лошадок — тарпанов. Их специально привезли сюда из Нидерландов.
Рекомендации: это сложный маршрут, просто имейте в виду, что тут проводят крупнейший любительских веломарафон в стране — «Налибоки». Лесные дороги и едва заметные тропы, опавшая неведомо когда листва и вековечный лес со всех сторон. Обязательно берите с собой запас еды и воды: тут кафешек нет, пополнить провизию будет негде.
Оптимальный тип велосипеда: вам нужен вездеход. Налибоки — это лес в самом верном понимании. Не лесопарк возле дома и не грибная просека где-то у бабушки. Вы отправляетесь в пущу на много километров вглубь, и нужно, чтобы ваш велик соответствовал местности. Горник на «злой» резине, гравел, можно рискнуть и на гибриде, но тогда не стоит сворачивать с наезженных троп.
Старый лес. Молчит, не замечает. У него своя пора, деревья меняют убранства, укрывая землю плотным ковром всевозможных оттенков. Две лосихи перешли дорогу и исчезли между деревьев, даже не обернувшись, — мы им не интересны. Желтоухий ужик свернулся колесом прямо на пути, но поленился отползать в сторону — много чести. Разве что мошкара удостаивает вниманием: жужжит, застревает в волосах, легко уворачивается от рук. Мы едем сквозь природу, частью которой одновременно являемся и не являемся. Мы не чужие здесь, но и откровенно не самый важный элемент общей картины, что непривычно. Древний лес глубоко вдыхает холодный воздух. Его дыхание — бездонная тишина кругом.
Налибоки — это один из самых известных велосипедных маршрутов в стране. Ежегодно весной здесь проводятся соревнования, которые объединяют велосипедистов самого разного уровня подготовки, а иногда и людей без нее — было бы желание прокатиться. «Просто едь» — хороший принцип, в соответствии с которым мы открываем все новые удивительные маршруты, посильные любому, кому нравится крутить педали.
Сложность: ★☆☆☆☆
Что можно увидеть: железнодорожный вокзал, центральную часть города, набережную, музей паровозов, Брестскую крепость (снаружи), реку Мухавец, экотропу.
Рекомендации: простой и приятный городской маршрут. Попробуйте знаменитое кобринское мороженое, выпейте кофе на набережной, загляните в музей паровозов. Увидите город с неожиданной и очень симпатичной стороны.
Оптимальный тип велосипеда: Брест не хуже, а, очень может быть, даже лучше Минска приспособлен для движения велосипедистов. Поэтому никаких требований нет: какой велик у вас есть — на том и поезжайте, будет комфортно.
В Бресте солнца больше, а воздух теплее. В Бресте удалось сделать то, что никак не выходит в Минске — вот вам загадка. Хотите отгадку? Тогда поезжайте сами.
Вдоль реки убегает серой струйкой тротуар, чуть в стороне — велодорожка. Идеальный асфальт, разметка, пешеходов нет — зачет. Кажется, что набережная — место силы для Бреста. Река дает энергию. Наверняка здесь хорошо в любую пору года.
— Ты замечтался, что ли? Может, по кофе?
А вы знали, кстати, что кофе, выпитый где-нибудь в красивом месте на свежем воздухе, гораздо вкуснее того, что вы впопыхах пили сегодня утром?
Сложность: ★★★★☆
Что можно увидеть: это одна из самых живописных дорог в принципе. Посевные поля, уютные деревни. Каменец восхитителен вместе со своей неповторимой башней, с которой на эти места взирает само время. За Каменцем движение на дороге почти стихает, по крайней мере не в сезон. Можно мчаться до пущи, настраиваясь на свидание с вековечным лесом.
Рекомендации: сложность маршрута связана в первую очередь с его протяженностью. Нечего и думать о том, чтобы сделать такой бросок из Бреста, а затем с ходу вкатываться в Беловежскую пущу, искать там зубров. Такое путешествие предполагает ночевку. Добрались до Бреста по железной дороге, перекатились через Каменец в пущу и остановились там на ночевку. Вариантов предостаточно.
Оптимальный тип велосипеда: дорога до пущи в какой-то степени сложнее дороги по пуще. Асфальтированная обочина есть не всегда, а грунт полон крупных камней. Лучше ехать на чем-то вседорожном, но при этом достаточно стремительном. Гравел — идеальный вариант, но и горник тоже подойдет.
Спустя часа полтора-два после того, как вы на прощанье оглядывались на фуры, стоящие у развязки на выезде из Бреста, где-то на горизонте вы увидите розовеющую в лучах солнца Каменецкую башню, а чуть в стороне от нее — церковные купола. Тогда остановитесь. Не доставайте телефон, еще рано для селфи. Замрите. Восемь столетий глядят на вас с этих стен, меж кирпичных зубцов само время оглядывает землю.
Еще студеный воздух замирает, расступается, а затем, опомнившись, задиристо толкает в спину. Ну и пусть толкает — разгоняет как следует. Темнеющий асфальт лентой убегает на пригорок, а с обеих сторон наступает пуща. Она впускает в свои вечно распахнутые врата, и ветер остается снаружи, не решаясь преследовать. Впереди — стражи. Два огромных белых оленя горделиво смотрят на дорогу, привечая путников. Это их взгляда испугался колючий ноябрьский ветер — ему сюда дороги нет. Уютно пахнет листвой, травяным чаем — обязательно с чабрецом — и вечерним костром откуда-то из детства. Из проезжающей машины слышны звуки скрипки. И тот самый заповедный напев.
Сложность: ★★☆☆☆
Что можно увидеть: овеянный легендами белорусский лес. От начала до конца вам не удастся выкинуть «Песняров» из головы. Ну и ладно, пусть их песня будет путеводителем в этом путешествии: тут вам и свет хрустальной зари, и серая птица лесная, и олени у ручья.
Рекомендации: Беловежская пуща как нельзя лучше подходит для идеальной велопрогулки в любом удобном для вас темпе. Вместо узкоколеек там теперь уложен безупречный асфальт, высокие деревья прячут и от палящего солнца, и от дождя, наполняя воздух вокруг целительным благоуханием. Притормозите, вслушайтесь — лес живет, он полон звуков.
Оптимальный тип велосипеда: пуща не требовательна к вашему транспорту. Конечно, если вы приехали с шоссейником или городским великом, так же как если взяли транспорт напрокат недалеко от въездных ворот, то лучше на глухие тропы не сворачивать и держаться асфальта, но если у вас горник, гравел или даже надежный гибрид — поезжайте смело, только не прячьте далеко карту и сверяйтесь, чтобы вдруг не заблудиться.
Каменюки — уютная деревенька, где легко снять подходящую агроусадьбу для ночлега, по сути, располагается в пуще, на берегу реки Лесная Правая. На велосипедах до главного въезда в вековечный белорусский лес не больше километра.
За главными воротами сворачиваем направо. Идеальный асфальт, по которому совсем редко кто-то проезжает не на велосипеде, по краям дороги заржавела опавшая неведомо когда листва. Разгоняться не хочется. Тишина кругом кажется драгоценным музейным экспонатом: в мире ее почти не осталось, но здесь еще немного есть. Запах леса будто бы что-то напоминает. Точно, утренний чай в хате! Будто снова отпиваешь большими глотками, но уже не его, а прохладный и сырой воздух, полный целебных ароматов. В принципе, можно даже никуда не ехать. Сядь на пенек, закрой глаза и дай себе отдохнуть: пуща-лекарь склонится над тобой пушистыми лапами елей, укроет ими от будничной суеты.
Сложность: ★★☆☆☆
Что можно увидеть: Гродно многие называют самым красивым городом Беларуси. Решите для себя, так ли это. Красавец Неман, Коложа, парки, замки — Старый и Новый, Кася и Бася. Планируйте масштабную фотосессию — будет незабываемо.
Рекомендации: чтобы по-настоящему увидеть Гродно, одного дня маловато. Покатаетесь вдоль реки, заедете в «Пышки». А как же исторический центр? На него времени нужно с запасом, на впечатлениях не экономят. Еще одно удовольствие — гастрономическое. Уютные кофейни, кафешки, ресторанчики — пробуйте, дегустируйте.
Оптимальный тип велосипеда: городской маршрут, преимущественно по хорошим тротуарам. В Старом городе есть брусчатка, но ее не много. Сможете без проблем проехать на любом велосипеде, оптимальный выбор — гибрид.
Поехали в Гродно! Там Неман катит синие воды и на крутом холме прячется в густой зелени приземистая Коложа. В Гродно парки, в Гродно замки — Старый и Новый, там толстушки Кася и Бася и стройная высокая каланча. Поехали, откроем Гродно заново. С седла велосипеда многое видно — даже то, чего ни за что не разглядишь сквозь стекло торопливого автомобиля. Выходные в городе над Неманом, велопутешествие по одному из красивейших городов страны — поехали!
Замки и храмы на крутых берегах старика Немана, шпили башен и купала с крестами — отчего-то это никуда не уходит, а остается в закоулках памяти, как любимая книга, которую то и дело достаешь, чтобы перечитать. Ты здесь был, ты это видел, но возвращаешься без чувства пресыщения и всякий раз обнаруживаешь что-то новое, будто бездонная скарбница делится не то гостинцем, не то сокровищем.
Сложность: ★★★☆☆
Что можно увидеть: Августовский канал неповторим в своем роде, и вряд ли вы видели что-то подобное где-то еще. Сложная сеть водных маршрутов и шлюзов и бесконечная зелень, отражающаяся в водной глади, — вот про что эти места. Обязательно возьмите билеты на теплоход — проплывете на нем в буквальном смысле по бесконечной реке времени.
Рекомендации: рассчитывайте свои силы. Километраж, с учетом дороги из Гродно, немаленький, а мест, чтобы подкрепиться и отдохнуть, не так много. Не упустите возможности что-то съесть там, где это возможно, и берите ссобойку: в таких местах любая, даже самая простая еда покажется княжеским угощением.
Оптимальный тип велосипеда: вообще, места здесь действительно проезжие, по крайней мере те, которые адаптированы для подобных путешествий. Поэтому переживать не о чем: маршрут можно осилить на любом велосипеде, не потребуется ни особого оборудования, ни экипировки, ни специфических навыков.
Из Гродно держим путь к северу, на Сопоцкин. Это уютное небольшое местечко, хорошо знакомое велосипедистам из этих краев. До него 25 км: немало, но тут хорошая дорога, поэтому проскочите быстро. Катучий асфальт, классные пейзажи, засеянные поля, сменяемые перелесками, — катишь себе и катишь, не глядя на время. То, что нужно для хорошего путешествия.
А оттуда — на Августовский канал. Этот уникальный во многих смыслах объект создавался как маршрут для водного транспорта, но, поверьте, ехать вдоль него нужно именно на велосипеде. Там, в тени могучих деревьев, прячется история.
Это велосипедный променад в чистом виде: вольготно крутишь педали, не устаешь, вертишь головой по сторонам, обозревая достопримечательности. Проехали шлюз, вон какой-то деревянный мосток, явно не для велосипедов сделанный, чуть дальше судно с какими-то очень специальными функциями...
Такая прогулка понравится всем: красиво, не тяжело — то, что нужно.
Сложность: ★★★★★
Что можно увидеть: дорогами вдоль Немана, три настоящих замка за два дня — разве это не фантастический велосипедный маршрут? Въехать в ворота, под древние своды — в этом есть что-то рыцарское, правда?
Рекомендации: маршрут сложный, нужно рассчитывать свои силы. Заранее определитесь с местом, где остановитесь на ночевку, следите за провизией и запасом воды. Перекусить можно будет только в населенных пунктах. В больших городах проблем с этим не будет, в маленьких деревушках по дороге могут ждать сюрпризы, под их рабочий график не подстроишься.
Оптимальный тип велосипеда: встречаются все виды дороги, от асфальта до царской брусчатки и откровенного бездорожья. На шоссейнике или городском велосипеде будете страдать, лучше подобрать что-то универсальное. Мы ехали на гравеле, но подойдет и горный велосипед.
План простой и амбициозный одновременно. Хоть как добраться до Лиды, увидеть город с высоких стен, оттуда рвануть на Любчу — там еще один замок, хранитель истории, а затем холмами, будто верхом на рысаке, в Новогрудок, к колыбели княжеских веков. В общей сложности получится под сотню километров: можно и за один день, если выехать пораньше, но куда интереснее смело и умело уложить путешествие в два дня, а то и в три-четыре. Так и увидите больше, и поездка будет в удовольствие, и осилить ее сможет любой, кто умеет крутить педали.
А под Новогрудком места, что и говорить, живописные. По проселку на большую дорогу, поворот — и пошел в гору. С холма многое видно. Занятно представить, как с этих же высот окрестности обозревали рыцари былых времен, а небо над ними было тем же, что и сейчас. Дух захватывает, правда? Вот знайте: это не потому, что в гору тяжело ехать — запыхались, а потому, что рыцари тут были, вот вы и впечатлились.
И будто привиделась грозная крепость о семи башнях, равной которой не было во всем Великом Княжестве, оплот первой столицы. Здесь крестили и короновали Миндовга. Здесь, у стен замка, в Фарном костеле князь Ягайло венчался с Софьей Гольшанской. Отсюда уходили княжеские полки на сражения, отзвук которых остался в истории.
И все стихло, ничего не осталось. Лишь фрагменты старых башен на замковом дворе сторожат притихший Новогрудок.
Сложность: ★☆☆☆☆
Что можно увидеть: приятный маршрут по Витебску, Западная Двина несет свои воды к морю, в воде отражаются купола древних храмов и домишки на старых улицах. За амфитеатром есть симпатичный подъем — то, что нужно для велосипедиста.
Рекомендации: не торопитесь, Витебск не терпит суеты. Глядите по сторонам, любуйтесь, улыбнитесь местным. В сезон фестивалей здесь многолюдно: если предпочитаете уединенность, планируйте поездку на другое время. И сверяйтесь с прогнозом погоды, все же это север по белорусским меркам.
Оптимальный тип велосипеда: это город, где из всех препятствий встречаются разве что тротуары. Требований к велосипеду нет — поезжайте на чем нравится.
Что можно успеть в Витебске за день? Многое, если взять с собой велосипед и знать, куда на нем ехать. Проверяйте прогноз погоды и отправляйтесь в путь — ловить солнечные блики в отражениях Западной Двины. Сможете поколесить по обоим берегам города с тысячелетней историей, увидите соборы на высоком берегу, уютные пешеходные улочки в Старом городе, проедете набережными и светлыми парками под теплым августовским солнцем, найдете, где подкрепиться, сфотографируетесь возле знаменитого амфитеатра.
Не бойтесь сворачивать в закоулки, здесь все равно не заблудитесь. Можно много куда зайти и много чему уделить внимание. Есть своя атмосфера у этих улочек, бегущих вдоль реки, у дореволюционных зданий из обожженного кирпича. Лошадки тихо бредут куда-то, река негромко бормочет о чем-то своем. А велосипед катит себе и катит, легко делясь тем, что у него есть, — радостью открытий.
Сложность: ★☆☆☆☆
Что можно увидеть: как здесь говорят, увидите самый молодой и самый старый город Беларуси за один день. Полоцк, безусловно, пленяет своим спокойствием, даже какой-то грустью подлинной древности. Стены Софии, река — они видели все за тысячу лет.
Рекомендации: Полоцк — это вековая тишина, где нужно вслушиваться, всматриваться, замечать мелочи, которые затем остаются в памяти. Не торопитесь, позвольте себе задержаться в тех местах, где что-то почувствовали нутром, — это действительно места силы, что-то из нашей общей ДНК.
Оптимальный тип велосипеда: узкие тротуары Старого города, велодорожки Новополоцка, парки и аллеи на берегу Западной Двины — любой велосипед станет хорошим выбором для вас.
Река молчаливо катит синие воды к бескрайнему морю. Ей миллион лет, а кругом суета. Молодой город жмется, заглядывает робко со склонов. София — юная совсем. Сколько ей, тысяча? Стройная, как девичий стан, высокая, ей нравится видеть себя в бесконечных водах, круговертью перекатывающих в волнах саму жизнь этих мест. В неверном отражении мелькают века. В них, как в открытую книгу, всматриваются рыбаки. Они всегда тут были — они и София. Но прежде была река.
Полоцк — древнейший город Беларуси, и нет подобного ему. Уютно расположившись по обоим берегам Западной Двины, он будто вступил с рекой в сговор и транзитом пропускает старинным маршрутом время. Неширокие улицы, дома со своей историей — они видели многое, но не обветшали, а красиво постарели и теперь притягивают взгляды прохожих.
Сложность: ★☆☆☆☆
Что можно увидеть: Могилев, к которому вы не были готовы. Город красивый, просторный, необычный. Очень вкусный. Гостеприимный. Один из самых интересных в стране, для путешествия на велосипеде.
Рекомендации: пробуйте все, что кажется интересным. Вафли в уличном кафе потрясающе вкусные; из кофейни на пешеходной улице везите сладости домой — угощать друзей; узкая дорога между домами может привести в красивейший парк. Могилев легко делится своими секретами, не стесняйтесь их узнавать.
Оптимальный тип велосипеда: мы здесь заново открыли для себя раскладушку. Маленький, юркий, городской велосипед — на нем весело.
Могилев точно станет для вас настоящим открытием, если вы никогда не бывали здесь по-настоящему. Шикарные парки, красивейшая река меж зеленых берегов, широкие площади с запоминающимися панорамами и, возможно, лучшая пешеходная улица в стране.
Здесь запросто можно провести целый день или даже все выходные. Устройте гастротур, исследуя лучшие заведения города, но обязательно смотрите по сторонам и замечайте аутентичные лавки с угощениями, которые не так-то просто найти в том же Минске. Куда-то едут за кобринским мороженым, а в Могилев нужно приезжать за вафлями, это мы хорошо усвоили.
Погуляйте пешком, поплавайте по Днепру на кораблике. Но наш вам совет: пусть основным транспортом в Могилеве для вас станет велосипед. Увидите гораздо больше и откроете для себя по-настоящему привлекательный город, куда захотите вернуться еще. Никаких проблем, поезда ходят сюда по несколько раз на дню.
Знаете интересные маршруты по красивым местам? Пишите, будете провожатым: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by