О совершенно новой модели в линейке Белорусского автомобильного завода — 60-тонном БелАЗ-75520 китайского происхождения — мы уже кратко рассказывали. Событие действительно уникальное в своем роде. Если не брать в расчет самые первые карьерные МАЗ-525 и МАЗ-530, а также малотоннажники Lublin из 1990-х годов, то никогда прежде БелАЗ не брался за выпуск техники не своей разработки. Теперь это произошло. Сегодня глубже изучим сегмент, для «игры» в котором предназначен БелАЗ-75520, и более подробно рассмотрим его конструкцию.
У БелАЗа действительно широкая линейка на рынке карьерной техники — 16 серий самосвалов в 15 классах грузоподъемности. А в каждом классе есть большое количество модификаций и исполнений. Китайский Weichai Senta с эмблемой «БелАЗ» позиционируется как 60-тонник, и это совсем не новый класс грузоподъемности для самосвалов из Жодино. Зачем тогда эта машина пополнила модельный ряд и почему на предприятии создали не свое, а взяли конструкцию made in China?
Спойлер — чтобы не упустить рыночный сегмент, популярность которого растет.
А что за схожая модель есть у БелАЗа давно? Речь о БелАЗ-7555. Прежде эта машина считалась 55-тонником, но после модернизации ее официальная паспортная грузоподъемность составила ровно 60 тонн. Это одно из самых массовых изделий БелАЗа. Наши журналисты дважды делали репортажи с мест работы самосвалов этой модели — мы были и в каменном карьере предприятия «Гранит» в Микашевичах, и даже в Зимбабве, где также работают БелАЗ-7555.
Этот самосвал, как и вся классическая продукция БелАЗа, спроектирован для тяжелых условий эксплуатации, где царят высокие ударные нагрузки, большие глубины выработок, затяжные подъемы и напряженный ритм в условиях запыленности и перепада температур. У машины специальная, кардинальным образом отличающаяся от обычных грузовиков рама да и вообще вся компоновка. Здесь особая накачанная азотом гидропневматическая подвеска, особая коробка передач, особые тормоза, особое все. Более подробно о конструкции — в нашем репортаже из Зимбабве.
Новинка имеет такую же грузоподъемность, а вот по компоновке на белорусскую классику не похожа вообще. Это в принципе другой инженерный подход. Сравните хотя бы мощность двигателей: у БелАЗ-7555 она составляет более 700 л. с., а у новой модели — всего 430 л. с. Почему так? Потому что создавались машины для перевозки груза одной массы, но в разном ритме и в совершенно разных условиях.
Для простоты понимания: профессиональные футбольные бутсы, в которых играет сборная, — это спортивная обувь, и кеды резинотекстильные «Два мяча», в которых играют школьники, — это тоже спортивная обувь. И те, и другие могут быть одного размера. Но разница есть. Между 60-тонным БелАЗ-7555 и 60-тонным БелАЗ-75520 разница примерно такая же.
Специальные карьерные самосвалы, спроектированные для преодоления трудностей и почти круглосуточной работы без остановки, хороши, но стоят дорого. В то же время отнюдь не редко возникают задачи по транспортировке больших объемов сыпучих грузов, не сопряженные с затяжными подъемами и высокими ударными нагрузками. Отбросим в сторону случаи, когда по дорогам общего пользования перевозят «сыпучку» в самосвальных автопоездах с полуприцепами, ведомых обычными седельными тягачами, а посмотрим на те случаи, когда на дороги общего пользования выезжать не надо, но при этом объемы грузов большие, плечо короткое, а под колесами — грунт.
Именно для таких условий в США еще в середине прошлого века начали строить самосвалы, по компоновке полностью повторяющие традиционные грузовики, только увеличенные в размерах. Pacific P10 NZ Rhino — один из примеров той эпохи, эдакий советский КрАЗ на американский манер, только увеличенный в размерах, основанный на еще более прочной раме и мостах. В Европе тоже существовали подобные конструкции, но их колыбелью всегда были Штаты.
Концепция и сегодня принципиально не изменилась. Американский Western Star 6900 — характерный представитель этой «школы» дня сегодняшнего. Издалека такие машины похожи на те, что ездят по дорогам общего пользования, но на самом деле они значительно больше 2,5 метра в ширину и к тому же высокие. На «гражданские» дороги им нельзя. Но самое главное — для их изготовления не нужны специализированные производственные площадки типа БелАЗа. Такие машины запросто можно строить на «обычных» автозаводах по выпуску традиционных грузовиков.
Идею заприметили китайцы и переосмыслили ее на свой манер. Так в линейке почти каждого китайского производителя грузовиков появились тяжелые самосвалы, по компоновке агрегатов повторяющие обычные машины, но по габаритам являющиеся карьерными. Как пример — вот эти Beifan Sanjiang. Правда, китайцы предпочитают бескапотный вариант. Кабина во всю ширину машины получилась бы дорогой и излишне большой, поэтому используется смещенная на левую сторону одноместная.
В целом «рецепт» оказался настолько простым, а спрос на внутреннем рынке Китая настолько высоким, что такие грузовики стали выпускать и производители строительной техники, и автомобильные, и даже автобусные заводы. Марку Yutong знают многие. Это известный, в том числе в Беларуси, и один из крупнейших в Китае (а соответственно, и в мире) производителей автобусов. Туристические Yutong даже на минский автовокзал заезжают. Однако с таким названием бывают еще и самосвалы внедорожных габаритов.
Постепенно такая техника из Китая стала проникать в соседние с ним азиатские страны, затем — в приграничные республики бывшего СССР (главным образом в Казахстан), а потом и на российский Дальний Восток и в Сибирь. «Серые дилеры» на каждом углу кричали, что «найдена дешевая замена дорогим БелАЗам». Некоторые покупатели неминуемо разочаровывались в таких машинах, а кому-то для своих задач они вполне подходили.
Новый виток экспансии такой техники в Россию начался в 2013 году. Тогда подмосковный машиностроительный завод «Тонар» стал собирать китайские Shaanxi SX5504 под своей торговой маркой. «Тонаровцы» использовали собственную самосвальную платформу полуовального сечения, а вот шасси поначалу целиком собирали из привозных машинокомплектов. Постепенно на заводе доработали конструкцию самосвала под российский рынок, попутно локализовав часть комплектующих. В частности, освоили изготовление рамы собственными силами, а вместо двигателя Weichai стали использовать ЯМЗ-650.10 мощностью 412 л. с. Несколько десятков таких машин нашли своих покупателей в России.
Завод «Тонар» настолько увлекся тематикой, что пошел дальше. В 2017 году в продажу под прежним индексом Тонар-45251 были запущены самосвалы второго поколения, сделанные уже на исконно американский манер — с капотной кабиной. Кабина, кстати, использовалась оригинальная, собственной разработки. И продажи пошли! Даже Куба купила несколько «Тонаров».
Машины грузоподъемностью 60 тонн до сих пор есть в гамме предприятия, но «китайцы» тоже продолжали неплохо продаваться в России.
«Не можешь противостоять — возглавь», — наверное, так решили на БелАЗе. В Жодино привезли несколько самосвалов Weichai Senta, которым предстояло обрести белорусское «гражданство» и обозначение.
Видимо, логика производителя такова: раз такую технику покупают, почему бы не предложить ее под известной торговой маркой? Потенциальный объем сбыта таких машин не оправдывает разработку полностью своей конструкции, а вот кооперация с китайскими друзьями вполне способна пусть не сильно, но увеличить выручку.
Грузовик Weichai Senta, а теперь БелАЗ-75520 — это, по сути, обычный строительный самосвал, только все его узлы и агрегаты увеличены в размерах.
Издалека он не выглядит гигантом, но все же это очень большая машина, которая не имеет доступа на дороги общего пользования. В конструкции шасси использованы ведущие 35-тонные мосты Hande с планетарным редуктором и блокировкой межосевого дифференциала. Передняя ось — 20-тонная. Собственная масса самосвала — 30 тонн.
Дизайн не меняли, даже логотип Senta оставили. Эмблема BELAZ появилась, но делать ее крупной не стали. В остальном весь экстерьер — ода технологичности, простоте и дешевизне изготовления. Об этом говорит все — от поручней до дверных петель.
Размерность шин — 14.00-25. Ориентировочная цена такой покрышки — около $800. Вроде бы недешево, но если сравнить с шинами для БелАЗ-7555, каждая из которых стоит примерно $6000, то это недорого. Несложно прикинуть, что на комплект шин для специализированного карьерника БелАЗ-7555 нужно $36 000, а БелАЗ-75520 можно «обуть» всего за $8000. Примерно такова разница в цене и в случае с другими узлами и агрегатами.
А еще БелАЗ-75520 — это самосвал, работающий на газу, причем сжиженном. Выхлоп получается чистый, а в случае разгерметизации сжиженный метан, который хранится под низким давлением, просто выливается, охлаждая все вокруг, и испаряется в атмосферу, не взрываясь и не воспламеняясь. Его невозможно слить и украсть. Топливо хранится в криобаке в охлажденном до −162 °С состоянии. Объем бака — 450 литров. Говорят, на рабочую смену этого хватит, только... вопрос с заправкой стоит ребром. LNG-станций и так очень мало, да и нельзя на общую заправку на такой машине. Придется вместе с самосвалами в свой карьер покупать еще и мобильный заправщик.
Над кузовом жодинцы поработали. Появился большой защитный козырек, которого нет на оригинальном Weichai Senta. Сделано это для безопасности по нормам FOPS/ROPS.
В остальном БелАЗ-75520 остается классическим негабаритным «китайцем».
Важно понимать, что 60-тонный БелАЗ-75520 — не замена и даже не «параллельная альтернатива» БелАЗ-7555. «Экс-китаец» тоже сможет перевезти 60 тонн груза, но медленнее и в куда более щадящих условиях. И ресурса, сопоставимого с настоящими карьерниками, от этой машины ждать не стоит.
Впрочем, никто из потенциальных покупателей не станет отправлять такой грузовик на дно кимберлитовой трубки за алмазоносной рудой, а вот чтобы неспешно притащить от экскаватора до бульдозера сразу много песка для, например, отсыпки новой дороги, БелАЗ-75520 вполне сойдет.
Читайте также:
Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by