ВелоПетрович

Есть и горы, и море — надо ехать! Наш топ веломаршрутов по Беларуси

UPD
06 апреля 2024 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский. Видео: Алексей Носов
ВелоПетрович

Есть и горы, и море — надо ехать! Наш топ веломаршрутов по Беларуси

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский. Видео: Алексей Носов

Сезон начался! Деревья уже в молодой листве — заметили? Эти листики — флажки на старте: зеленые, значит, можно ехать. Финишируем, когда флажков не станет: пожелтеют, покраснеют и опадут, замыкая круг. А пока перед нами месяцы удовольствий и километры пейзажей — едем! Мы собрали здесь лучшие маршруты, которые проверили вдоль и поперек и которыми делимся с вами.

Любое путешествие требует серьезной подготовки и тщательного планирования. Мы постарались сделать за вас эту часть работы — помечайте.

  • Каждый из приведенных маршрутов достаточно простой, чтобы осилить его на велосипеде без специальной подготовки.
  • Необходимо рассчитывать время, особенно уезжая далеко от города. Разбивайте свое велопутешествие на небольшие фрагменты, а если задумали большой велотур на все выходные, заранее позаботьтесь о месте для ночлега.
  • Даже во время небольшой велопрогулки нужно подкреплять свои силы: есть и пить. Не ждите, когда к горлу подступит ощущение жажды, — то и дело отпивайте из фляги по паре глотков. И обязательно устройте небольшой пикник на полпути: во-первых, это приятно, во-вторых — полезно. Мы же не хотим, чтобы вы уставали. Кататься нужно в удовольствие, и такие перекусы — важная часть программы.
  • Одевайтесь по погоде. Нет ничего хуже, чем замерзнуть на велосипеде вдалеке от дома. Легкая ветровка не займет много места, зато спасет от дождя или поднявшегося ветра.

Оглавление

Иллюстрации кликабельны.

Минское море

Минское море

Протяженность: до 55 км, но можно и гораздо меньше.

Сложность: ★★★☆☆

Что можно увидеть: Дрозды и Заславское водохранилище, романтические фонтаны, уникальную «горную» реку, тусовочные пляжи и уединенные места с красивыми видами, дамбу, люксовые санатории, гребной канал.

Рекомендации: маршрут не сложный, и не нужно его усложнять. Избегайте проезжих дорог с интенсивным движением, имейте с собой навигацию (хотя бы в телефоне) и переезжайте от одной локации к другой. Обязательно останавливайтесь в кафе на пляжах, подкрепляйтесь и пополняйте запас питьевой воды. По вечерам у воды может быть прохладно — возьмите что-то для утепления.

Оптимальный тип велосипеда: горный, гравел — любой универсальный велосипед хорошей проходимости.

Стремиться во что бы то ни стало объехать Заславское водохранилище на велосипеде стоит разве что для самой идеи. К воде не пробраться: какие-то территории огорожены, и въезд туда строго запрещен, другие места одичали. Северная часть моря слабо освоена, и велосипедисты чаще едут по автодорогам — Н9036 и заславской Н9031. Точно встретите здесь спортсменов, выехавших на тренировку, но с ними обычно есть машины прикрытия. Ехать по таким дорогам в одиночку не слишком приятно: обочины нет, трафик в дневное время значительный. Если уж хотите освоить маршрут, приезжайте рано утром. Берег чудо как хорош в лучах восходящего солнца, автомобилей почти нет, есть только вы и ваш велосипед.

Ходило немало разговоров о том, что морю нужен полноценный веломаршрут — уж он-то наверняка привлекал бы сюда толпы горожан на велосипедах. Но как-то не сложилось. Проблема даже не в качестве полотна (оно-то как раз приемлемое), а в отсутствии вдумчивой инфраструктуры, которая бы дополняла открытость пейзажей. Пока же на Минское море едут в основном на пляжи, создавая там в сезон толчею, сравнимую с курортной.

А может, оно и к лучшему. В конце концов, у поросшего травой непронумерованного пляжа, под гаснущим небом как-то отчетливее ощущается наполненность момента. Велосипед подарит многое: свободу, время и пространство. Такой маршрут не повторить на автомобиле, да и не почувствовать так. Совсем не обязательно проезжать все 50 километров, достаточно выбрать свои места, свою скорость, свою дорогу — дорогу к морю.

29", рама 17.5", горный, алюминий, вилка амортизационная с ходом 100 мм (алюминий), трансмиссия 27 скор. (3х9), переключатели: задний Shimano Altus/передний Shimano Altus, тормоз дисковый гидравлический
29", рама 19", горный, кросс-кантри, сталь Hi-ten, вилка амортизационная с ходом 60 мм, трансмиссия 21 скор. (3х7), переключатели: задний Shimano Tourney/передний Shimano Tourney, тормоз дисковый механический, вес 18.2 кг
29", рама 21", горный, кросс-кантри, алюминий, вилка амортизационная с ходом 90 мм, трансмиссия 21 скор. (3х7), переключатели: задний LTWOO/передний LTWOO, тормоз дисковый механический

Раубичи

Раубичи
Протяженность: примерно 25 км в одну сторону.

Сложность: ★☆☆☆☆

Что можно увидеть: по-настоящему безопасный маршрут за город, аутентичную тропу через лес, спортивный комплекс «Раубичи», панорамный вид с вершины холма, трамплины, музей народного искусства, Раубичское водохранилище.

Рекомендации: один из самых простых маршрутов, уводящих из города. Не торопитесь уезжать из Раубичей, обследуйте это место хорошенько. Найдете и горы, и пляжи, и места, где хорошо пообедать. Запросто можно найти классное место для ночевки (отели, агроусадьбы) и уехать на все выходные.

Оптимальный тип велосипеда: велодорожка в Раубичи все еще в хорошем состоянии, подойдет любой велосипед, даже самый быстрый. Гибридные модели — наиболее сбалансированный выбор.

Раубичи — уникальное место, куда действительно удобно добраться на велосипеде и где при этом можно отдохнуть хоть с семьей, хоть с друзьями. Все другие локации, претендующие на роль туристических объектов, вынуждены кусать локти, так как не имеют столь же развитого велосообщения с большим городом. Можно, конечно, приехать на машине, но зачем, ведь на велике гораздо интереснее.

Приятно засидеться где-нибудь на скамеечке у живописного моста допоздна, вдыхая чистый летний воздух и разглядывая звездное небо. Увидите падающую звезду — обязательно загадайте желание (говорят, сбывается).

В Раубичах своя атмосфера: молодые спортсмены убегают на тренировочные трассы, здесь нет толчеи и суматохи, как в прочих популярных местах. Кроме того, с вами ваш велик: объездите все дорожки, чтобы не упустить ничего.

28", рама 58cm, гибридный, алюминий, вилка жесткая (алюминий), трансмиссия 24 скор. (3х8), переключатели: задний Shimano Acera/передний Shimano Tourney, тормоз дисковый гидравлический, вес 12.3 кг
28", рама 21", гибридный, алюминий, вилка амортизационная, трансмиссия 24 скор. (3х8), переключатели: задний Shimano Acera/передний Shimano, тормоз ободной механический
28", рама 18", гибридный, алюминий, вилка амортизационная, трансмиссия 24 скор. (3х8), переключатели: задний Shimano Altus/передний Shimano, тормоз дисковый механический, вес 16 кг

Заславль — Раков

Заславль — Раков
Протяженность: до Заславля едем на электричке, а оттуда по тихим дорогам всего 20 км до Ракова.

Сложность: ★★★★☆

Что можно увидеть: красивый древний Заславль, панорамы Минска, которых вы не видели прежде, уютные деревни, ромашковое поле, белорусский городок будто с открытки.

Рекомендации: маршрут сложный, лучше ехать большой компанией — и веселее, и спокойнее. Главное — проехать холмистую местность за Заславлем: дорога то вверх, то вниз и сплошь по тряской грунтовке. Но продлится это недолго, потом асфальт да деревенская тишь.

Оптимальный тип велосипеда: нужен велосипед с серьезными внедорожными возможностями, вроде горника или гравела. А вот если у вас есть электровелик, способный ехать по бездорожью, — сложный маршрут внезапно превратится в очень простой.

Как-то не поворачивается язык называть Раков агрогородком. Когда-то он был крупным центром на важном маршруте, городом торговли и ремесел. Сегодня большие дороги проходят в стороне. И все же сюда стоит свернуть, чтобы увидеть в тишине устремленные в небо храмовые кресты, проплыть в медлительном спокойствии здешних улочек, послушать, о чем на берегу пруда перешептываются лебеди.

Не торопитесь возвращаться, насладитесь атмосферой этого места, куда вы доехали на велосипеде. Смело набивайте карманы впечатлениями — они еще долго не завянут и будут радовать вас среди городской суеты. Такие эмоции — самый верный залог того, что это велопутешествие для вас не последнее.

городской, двухподвес, материал рамы: сталь Hi-ten, колеса 16", вилка амортизационная, тормоза дисковый гидравлический + дисковый гидравлический, вес 40 кг
горный, материал рамы: алюминий, колеса 27.5", вилка амортизационная, трансмиссия 7 скор., тормоза дисковый механический + дисковый механический, вес 20.5 кг
городской, материал рамы: алюминий, колеса 14", вилка жесткая, тормоза дисковый механический + дисковый механический, вес 17 кг

Птичь — Строчицы

Птичь — Строчицы
Протяженность: 30 км с обратной дорогой в Минск.

Сложность: ★☆☆☆☆

Что можно увидеть: тренировку воднолыжников на Волковичском водохранилище, уютные пляжи, спасательную станцию, симпатичную деревню, тропинку с аутентичным мостом прямо из детства, музей народной архитектуры и быта.

Рекомендации: простой и бесконечно живописный маршрут, который начинается прямо от проспекта Дзержинского в Минске. Ехать недалеко, будет где перекусить и на что посмотреть. Поезжайте смело, закладывайте побольше времени — быстро возвращаться не захочется.

Оптимальный тип велосипеда: большая часть пути пройдет по обустроенной велодорожке, затем — по сельской дороге. Километраж также достаточно скромный — на любом велосипеде вы будете чувствовать себя хорошо.

Удивительный маршрут, который совершенно точно станет у вас одним из любимейших. Спокойная езда, убранные поля и солнечный горизонт, который понемногу окрашивает листву золотом. В стороне от большой дороги шум стихает. Здесь тот же воздух, тот же скрипучий мосток перекинут через речушку, те же лягушки так же квакают в зарослях. Здесь родные края, где, вот чудо, все так же спокойно и размеренно тянется та же счастливая жизнь, которая отказалась ехать с нами по большой дороге и осталась у бабушки в деревне на все лето, навсегда.

Солнце указывает на тропинку, ведущую куда-то вверх. Взбираемся одним рывком и оказываемся в другой деревне, ухоженной и красивой, будто на открытке. Огромная, как башня, мельница встречает у входа. Это Строчицы — музей народной архитектуры и быта. В этом месте можно зависнуть надолго, гуляя по деревенским улицам от одной уникальной постройки до другой, вглядываясь в детали, угадывая образы, вспоминая поэтичные обрывки из школьного курса литературы. Во все эти дома можно входить.

29", рама 18", городской, алюминий, вилка жесткая (сталь Hi-ten), трансмиссия 8 скор. (1х8), переключатели: задний LTWOO, тормоз дисковый механический
28", рама 20", городской, женский, сталь Hi-ten, вилка жесткая (сталь Hi-ten), трансмиссия 1 скор. (1х1), тормоз ножной, вес 15.1 кг
28", рама 58cm, городской, алюминий, вилка жесткая (алюминий), трансмиссия 8 скор. (1х1), тормоз дисковый механический, вес 13.1 кг

Тарасово — Ратомка

Тарасово — Ратомка
Протяженность: всего 20 км в одну сторону — короче, чем главная минская велодорожка.

Сложность: ★★★☆☆

Что можно увидеть: минские парки на западе города, кукурузное поле в районе Тарасово, брутальный водосброс, лошадиные угодья в Ратомке.

Рекомендации: маршрут, с одной стороны, довольно простой, но он имеет и почти экстремальные участки. В сезон кукурузное поле вырастает стеной: пробираешься будто сквозь плотные джунгли. А за водосбросом можно попытаться напрямую через лес, но будьте осторожны: дорога может быть сыпучей. В Ратомке на велосипедистов реагируют спокойно. При одном условии: лошади там священны, вы не должны их беспокоить.

Оптимальный тип велосипеда: лучше иметь что-то достаточно вседорожное, как минимум гибрид.

Тропы привели нас к окраине кукурузного поля. Любопытно, что все карты настаивали на том, что через поле можно и пройти, и проехать, причем маршрут вроде как начертан. Что ж, в кукурузе действительно виднеется прогалина. На самом деле это джунгли. Кукуруза вырастает настолько высокой и высажена так плотно, что ничего другого вокруг просто не видно. По бокам зеленые стены, над головой небо, скребущее влажными облаками по шлему, под колесами дорога, которая тебя сюда завела, и лишь ей под силу тебя отсюда вывести. Был бы это лабиринт, а не коридор без ответвлений — впору было бы паниковать. А так, набрался терпения — и крути педали, надеясь, что вскоре стены раздвинутся.

Вынырнули из джунглей где-то под Ждановичами. Свежая полоса асфальта: направо — в город, налево — к приключениям.

28", рама 58cm, гибридный, алюминий, вилка жесткая (алюминий), трансмиссия 24 скор. (3х8), переключатели: задний Shimano Acera/передний Shimano Tourney, тормоз дисковый гидравлический, вес 12.3 кг
28", рама 21", гибридный, алюминий, вилка амортизационная, трансмиссия 24 скор. (3х8), переключатели: задний Shimano Acera/передний Shimano, тормоз ободной механический
28", рама 18", гибридный, алюминий, вилка амортизационная, трансмиссия 24 скор. (3х8), переключатели: задний Shimano Altus/передний Shimano, тормоз дисковый механический, вес 16 кг

Мир — Несвиж

Мир — Несвиж
Протяженность: едем на электричке до Столбцов. Оттуда до Мирского замка около 25 км. Потом еще 30 — до Несвижа.

Сложность: ★★★★☆

Что можно увидеть: Мирский и Несвижский замки за один день. Это один из главных туристических маршрутов в стране.

Рекомендации: маршрут сложный в первую очередь из-за своей протяженности. Но увидеть два замка за один день реально, просто сразу планируйте ночевку где-нибудь в Несвиже, получится незабываемый велотур на все выходные.

Оптимальный тип велосипеда: дорожное покрытие на протяжении большей части маршрута безупречное. Лишь небольшой отрезок между Столбцами и Миром — сыпучая грунтовка и сельхозтропа через картофельное поле — там себя лучше будут чувствовать универсальные велосипеды: гравел или горник. Но смело можно ехать и на гибриде, и даже на шоссейнике. 

Пришла пора совершить настоящий тур по главному туристическому маршруту Беларуси, разглядев века, не тускнеющие в дорожной пыли, и землю, которой можно гордиться.

Каждый, кто учился в белорусской школе, наверняка приезжал в Мир на экскурсию. И все-таки добраться вот так самому, на велосипеде — это совсем другое чувство. Белорусская готика, мощный средневековый форт будто на открытке — это было целью, и цель покорилась. Горделивые стены напитываются светом разгорающегося дня, а врата гостеприимно открыты для того, кто не убоялся пути, чтобы войти сюда.

Во внутреннем дворе еще тихо и безлюдно, экскурсионные автобусы подтянутся позже. Но звучат приветственные голоса: это ласточки, которые вот уже пять веков вьют в этом людском замке свои собственные. Ласточкам куда больше известно о том, что такое дальний и многотрудный путь, и все же они не такие уж и зазнайки: впечатляются из вежливости нашим велопробегом.

Приложите руку к холодному камню. Выдохните. Под вашей ладонью пульсирует время. Войны, набеги и междоусобицы, яства, празднества и шляхетская роскошь — контрасты истории. Мы прибыли верхом, почти на конях, мы заслуживаем того, чтобы почувствовать себя ее частью.

28", рама XXL, шоссейный, углепластик (карбон), вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 24 скор. (2х12), переключатели: задний Shimano Ultegra/передний Shimano Ultegra, тормоз дисковый гидравлический
28", рама 54cm, шоссейный, углепластик (карбон), вилка жесткая, трансмиссия 20 скор. (2х10), переключатели: задний Shimano Tiagra/передний Shimano Tiagra, тормоз дисковый гидравлический
28", рама M, шоссейный, углепластик (карбон), вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 24 скор. (2х12), переключатели: задний Shimano Ultegra/передний Shimano Ultegra, тормоз дисковый гидравлический

Налибоки

Налибокская пуща
Протяженность: мы ехали 55 км, но можно спланировать круг длиннее или короче.

Сложность: ★★★★★

Что можно увидеть: древний лес, живой и настоящий, а также всех его обитателей. Нам попались уж, еж, лоси, косуля и даже енот! Попробуйте отыскать в пуще необычных серых лошадок — тарпанов. Их специально привезли сюда из Нидерландов.

Рекомендации: это сложный маршрут, просто имейте в виду, что тут проводят крупнейший любительских веломарафон в стране — «Налибоки». Лесные дороги и едва заметные тропы, опавшая неведомо когда листва и вековечный лес со всех сторон. Обязательно берите с собой запас еды и воды: тут кафешек нет, пополнить провизию будет негде.

Оптимальный тип велосипеда: вам нужен вездеход. Налибоки — это лес в самом верном понимании. Не лесопарк возле дома и не грибная просека где-то у бабушки. Вы отправляетесь в пущу на много километров вглубь, и нужно, чтобы ваш велик соответствовал местности. Горник на «злой» резине, гравел, можно рискнуть и на гибриде, но тогда не стоит сворачивать с наезженных троп.

Старый лес. Молчит, не замечает. У него своя пора, деревья меняют убранства, укрывая землю плотным ковром всевозможных оттенков. Две лосихи перешли дорогу и исчезли между деревьев, даже не обернувшись, — мы им не интересны. Желтоухий ужик свернулся колесом прямо на пути, но поленился отползать в сторону — много чести. Разве что мошкара удостаивает вниманием: жужжит, застревает в волосах, легко уворачивается от рук. Мы едем сквозь природу, частью которой одновременно являемся и не являемся. Мы не чужие здесь, но и откровенно не самый важный элемент общей картины, что непривычно. Древний лес глубоко вдыхает холодный воздух. Его дыхание — бездонная тишина кругом.

Налибоки — это один из самых известных велосипедных маршрутов в стране. Ежегодно весной здесь проводятся соревнования, которые объединяют велосипедистов самого разного уровня подготовки, а иногда и людей без нее — было бы желание прокатиться. «Просто едь» — хороший принцип, в соответствии с которым мы открываем все новые удивительные маршруты, посильные любому, кому нравится крутить педали.

28", рама 20", гравел, алюминий, вилка жесткая (сталь Hi-ten), трансмиссия 14 скор. (2х7), переключатели: задний Microshift/передний Microshift, тормоз дисковый механический, вес 15 кг
28", рама M, гравел, хром-молибденовая сталь, вилка жесткая, трансмиссия 18 скор. (2х9), переключатели: задний Microshift/передний Microshift, тормоз дисковый механический, вес 12.9 кг
28", рама 22", гравел, алюминий, вилка жесткая (сталь Hi-ten), трансмиссия 16 скор. (2х8), переключатели: задний Microshift/передний Microshift, тормоз дисковый механический, вес 15 кг

Брест

Брест
Протяженность: 16 км.

Сложность: ★☆☆☆☆

Что можно увидеть: железнодорожный вокзал, центральную часть города, набережную, музей паровозов, Брестскую крепость (снаружи), реку Мухавец, экотропу.

Рекомендации: простой и приятный городской маршрут. Попробуйте знаменитое кобринское мороженое, выпейте кофе на набережной, загляните в музей паровозов. Увидите город с неожиданной и очень симпатичной стороны.

Оптимальный тип велосипеда: Брест не хуже, а, очень может быть, даже лучше Минска приспособлен для движения велосипедистов. Поэтому никаких требований нет: какой велик у вас есть — на том и поезжайте, будет комфортно.

В Бресте солнца больше, а воздух теплее. В Бресте удалось сделать то, что никак не выходит в Минске — вот вам загадка. Хотите отгадку? Тогда поезжайте сами.

Вдоль реки убегает серой струйкой тротуар, чуть в стороне — велодорожка. Идеальный асфальт, разметка, пешеходов нет — зачет. Кажется, что набережная — место силы для Бреста. Река дает энергию. Наверняка здесь хорошо в любую пору года.

— Ты замечтался, что ли? Может, по кофе?

А вы знали, кстати, что кофе, выпитый где-нибудь в красивом месте на свежем воздухе, гораздо вкуснее того, что вы впопыхах пили сегодня утром?

29", рама 18", городской, алюминий, вилка жесткая (сталь Hi-ten), трансмиссия 8 скор. (1х8), переключатели: задний LTWOO, тормоз дисковый механический
28", рама 20", городской, женский, сталь Hi-ten, вилка жесткая (сталь Hi-ten), трансмиссия 1 скор. (1х1), тормоз ножной, вес 15.1 кг
28", рама 58cm, городской, алюминий, вилка жесткая (алюминий), трансмиссия 8 скор. (1х1), тормоз дисковый механический, вес 13.1 кг

Брест — Каменец — Каменюки

Брест — Каменец — Беловежская пуща
Протяженность: от Бреста до Беловежской пущи немногим более 50 км. Можно, конечно, ехать на машине, но зачем, если дорога ведет по таким красивым местам.

Сложность: ★★★★☆

Что можно увидеть: это одна из самых живописных дорог в принципе. Посевные поля, уютные деревни. Каменец восхитителен вместе со своей неповторимой башней, с которой на эти места взирает само время. За Каменцем движение на дороге почти стихает, по крайней мере не в сезон. Можно мчаться до пущи, настраиваясь на свидание с вековечным лесом.

Рекомендации: сложность маршрута связана в первую очередь с его протяженностью. Нечего и думать о том, чтобы сделать такой бросок из Бреста, а затем с ходу вкатываться в Беловежскую пущу, искать там зубров. Такое путешествие предполагает ночевку. Добрались до Бреста по железной дороге, перекатились через Каменец в пущу и остановились там на ночевку. Вариантов предостаточно.

Оптимальный тип велосипеда: дорога до пущи в какой-то степени сложнее дороги по пуще. Асфальтированная обочина есть не всегда, а грунт полон крупных камней. Лучше ехать на чем-то вседорожном, но при этом достаточно стремительном. Гравел — идеальный вариант, но и горник тоже подойдет.

Спустя часа полтора-два после того, как вы на прощанье оглядывались на фуры, стоящие у развязки на выезде из Бреста, где-то на горизонте вы увидите розовеющую в лучах солнца Каменецкую башню, а чуть в стороне от нее — церковные купола. Тогда остановитесь. Не доставайте телефон, еще рано для селфи. Замрите. Восемь столетий глядят на вас с этих стен, меж кирпичных зубцов само время оглядывает землю.

Еще студеный воздух замирает, расступается, а затем, опомнившись, задиристо толкает в спину. Ну и пусть толкает — разгоняет как следует. Темнеющий асфальт лентой убегает на пригорок, а с обеих сторон наступает пуща. Она впускает в свои вечно распахнутые врата, и ветер остается снаружи, не решаясь преследовать. Впереди — стражи. Два огромных белых оленя горделиво смотрят на дорогу, привечая путников. Это их взгляда испугался колючий ноябрьский ветер — ему сюда дороги нет. Уютно пахнет листвой, травяным чаем — обязательно с чабрецом — и вечерним костром откуда-то из детства. Из проезжающей машины слышны звуки скрипки. И тот самый заповедный напев.

28", рама XXL, шоссейный, углепластик (карбон), вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 24 скор. (2х12), переключатели: задний Shimano Ultegra/передний Shimano Ultegra, тормоз дисковый гидравлический
28", рама 54cm, шоссейный, углепластик (карбон), вилка жесткая, трансмиссия 20 скор. (2х10), переключатели: задний Shimano Tiagra/передний Shimano Tiagra, тормоз дисковый гидравлический
28", рама M, шоссейный, углепластик (карбон), вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 24 скор. (2х12), переключатели: задний Shimano Ultegra/передний Shimano Ultegra, тормоз дисковый гидравлический

Беловежская пуща

Беловежская пуща
Протяженность: мы накатали в районе полтинника, но маршрут можно подбирать в зависимости от собственных предпочтений.

Сложность: ★★☆☆☆

Что можно увидеть: овеянный легендами белорусский лес. От начала до конца вам не удастся выкинуть «Песняров» из головы. Ну и ладно, пусть их песня будет путеводителем в этом путешествии: тут вам и свет хрустальной зари, и серая птица лесная, и олени у ручья.

Рекомендации: Беловежская пуща как нельзя лучше подходит для идеальной велопрогулки в любом удобном для вас темпе. Вместо узкоколеек там теперь уложен безупречный асфальт, высокие деревья прячут и от палящего солнца, и от дождя, наполняя воздух вокруг целительным благоуханием. Притормозите, вслушайтесь — лес живет, он полон звуков.

Оптимальный тип велосипеда: пуща не требовательна к вашему транспорту. Конечно, если вы приехали с шоссейником или городским великом, так же как если взяли транспорт напрокат недалеко от въездных ворот, то лучше на глухие тропы не сворачивать и держаться асфальта, но если у вас горник, гравел или даже надежный гибрид — поезжайте смело, только не прячьте далеко карту и сверяйтесь, чтобы вдруг не заблудиться.

Каменюки — уютная деревенька, где легко снять подходящую агроусадьбу для ночлега, по сути, располагается в пуще, на берегу реки Лесная Правая. На велосипедах до главного въезда в вековечный белорусский лес не больше километра.

За главными воротами сворачиваем направо. Идеальный асфальт, по которому совсем редко кто-то проезжает не на велосипеде, по краям дороги заржавела опавшая неведомо когда листва. Разгоняться не хочется. Тишина кругом кажется драгоценным музейным экспонатом: в мире ее почти не осталось, но здесь еще немного есть. Запах леса будто бы что-то напоминает. Точно, утренний чай в хате! Будто снова отпиваешь большими глотками, но уже не его, а прохладный и сырой воздух, полный целебных ароматов. В принципе, можно даже никуда не ехать. Сядь на пенек, закрой глаза и дай себе отдохнуть: пуща-лекарь склонится над тобой пушистыми лапами елей, укроет ими от будничной суеты.

28", рама 20", гравел, алюминий, вилка жесткая (сталь Hi-ten), трансмиссия 14 скор. (2х7), переключатели: задний Microshift/передний Microshift, тормоз дисковый механический, вес 15 кг
28", рама M, гравел, хром-молибденовая сталь, вилка жесткая, трансмиссия 18 скор. (2х9), переключатели: задний Microshift/передний Microshift, тормоз дисковый механический, вес 12.9 кг
28", рама 22", гравел, алюминий, вилка жесткая (сталь Hi-ten), трансмиссия 16 скор. (2х8), переключатели: задний Microshift/передний Microshift, тормоз дисковый механический, вес 15 кг

Гродно

Гродно
Протяженность: кольцевой, около 20 км.

Сложность: ★★☆☆☆

Что можно увидеть: Гродно многие называют самым красивым городом Беларуси. Решите для себя, так ли это. Красавец Неман, Коложа, парки, замки — Старый и Новый, Кася и Бася. Планируйте масштабную фотосессию — будет незабываемо.

Рекомендации: чтобы по-настоящему увидеть Гродно, одного дня маловато. Покатаетесь вдоль реки, заедете в «Пышки». А как же исторический центр? На него времени нужно с запасом, на впечатлениях не экономят. Еще одно удовольствие — гастрономическое. Уютные кофейни, кафешки, ресторанчики — пробуйте, дегустируйте.

Оптимальный тип велосипеда: городской маршрут, преимущественно по хорошим тротуарам. В Старом городе есть брусчатка, но ее не много. Сможете без проблем проехать на любом велосипеде, оптимальный выбор — гибрид.

Поехали в Гродно! Там Неман катит синие воды и на крутом холме прячется в густой зелени приземистая Коложа. В Гродно парки, в Гродно замки — Старый и Новый, там толстушки Кася и Бася и стройная высокая каланча. Поехали, откроем Гродно заново. С седла велосипеда многое видно — даже то, чего ни за что не разглядишь сквозь стекло торопливого автомобиля. Выходные в городе над Неманом, велопутешествие по одному из красивейших городов страны — поехали!

Замки и храмы на крутых берегах старика Немана, шпили башен и купала с крестами — отчего-то это никуда не уходит, а остается в закоулках памяти, как любимая книга, которую то и дело достаешь, чтобы перечитать. Ты здесь был, ты это видел, но возвращаешься без чувства пресыщения и всякий раз обнаруживаешь что-то новое, будто бездонная скарбница делится не то гостинцем, не то сокровищем.

28", рама XXL, шоссейный, углепластик (карбон), вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 24 скор. (2х12), переключатели: задний Shimano Ultegra/передний Shimano Ultegra, тормоз дисковый гидравлический
28", рама 54cm, шоссейный, углепластик (карбон), вилка жесткая, трансмиссия 20 скор. (2х10), переключатели: задний Shimano Tiagra/передний Shimano Tiagra, тормоз дисковый гидравлический
28", рама M, шоссейный, углепластик (карбон), вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 24 скор. (2х12), переключатели: задний Shimano Ultegra/передний Shimano Ultegra, тормоз дисковый гидравлический

Августовский канал

Августовский канал
Протяженность: около 45 км в одну сторону.

Сложность: ★★★☆☆

Что можно увидеть: Августовский канал неповторим в своем роде, и вряд ли вы видели что-то подобное где-то еще. Сложная сеть водных маршрутов и шлюзов и бесконечная зелень, отражающаяся в водной глади, — вот про что эти места. Обязательно возьмите билеты на теплоход — проплывете на нем в буквальном смысле по бесконечной реке времени.

Рекомендации: рассчитывайте свои силы. Километраж, с учетом дороги из Гродно, немаленький, а мест, чтобы подкрепиться и отдохнуть, не так много. Не упустите возможности что-то съесть там, где это возможно, и берите ссобойку: в таких местах любая, даже самая простая еда покажется княжеским угощением.

Оптимальный тип велосипеда: вообще, места здесь действительно проезжие, по крайней мере те, которые адаптированы для подобных путешествий. Поэтому переживать не о чем: маршрут можно осилить на любом велосипеде, не потребуется ни особого оборудования, ни экипировки, ни специфических навыков.

Из Гродно держим путь к северу, на Сопоцкин. Это уютное небольшое местечко, хорошо знакомое велосипедистам из этих краев. До него 25 км: немало, но тут хорошая дорога, поэтому проскочите быстро. Катучий асфальт, классные пейзажи, засеянные поля, сменяемые перелесками, — катишь себе и катишь, не глядя на время. То, что нужно для хорошего путешествия.

А оттуда — на Августовский канал. Этот уникальный во многих смыслах объект создавался как маршрут для водного транспорта, но, поверьте, ехать вдоль него нужно именно на велосипеде. Там, в тени могучих деревьев, прячется история.

Это велосипедный променад в чистом виде: вольготно крутишь педали, не устаешь, вертишь головой по сторонам, обозревая достопримечательности. Проехали шлюз, вон какой-то деревянный мосток, явно не для велосипедов сделанный, чуть дальше судно с какими-то очень специальными функциями...

Такая прогулка понравится всем: красиво, не тяжело — то, что нужно.

28", рама XXL, шоссейный, углепластик (карбон), вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 24 скор. (2х12), переключатели: задний Shimano Ultegra/передний Shimano Ultegra, тормоз дисковый гидравлический
28", рама 54cm, шоссейный, углепластик (карбон), вилка жесткая, трансмиссия 20 скор. (2х10), переключатели: задний Shimano Tiagra/передний Shimano Tiagra, тормоз дисковый гидравлический
28", рама M, шоссейный, углепластик (карбон), вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 24 скор. (2х12), переключатели: задний Shimano Ultegra/передний Shimano Ultegra, тормоз дисковый гидравлический

Лида — Любча — Новогрудок

Лида — Любча — Новогрудок
Протяженность: больше 100 км, маршрут трудный, лучше планировать на два дня.

Сложность: ★★★★★

Что можно увидеть: дорогами вдоль Немана, три настоящих замка за два дня — разве это не фантастический велосипедный маршрут? Въехать в ворота, под древние своды — в этом есть что-то рыцарское, правда?

Рекомендации: маршрут сложный, нужно рассчитывать свои силы. Заранее определитесь с местом, где остановитесь на ночевку, следите за провизией и запасом воды. Перекусить можно будет только в населенных пунктах. В больших городах проблем с этим не будет, в маленьких деревушках по дороге могут ждать сюрпризы, под их рабочий график не подстроишься.

Оптимальный тип велосипеда: встречаются все виды дороги, от асфальта до царской брусчатки и откровенного бездорожья. На шоссейнике или городском велосипеде будете страдать, лучше подобрать что-то универсальное. Мы ехали на гравеле, но подойдет и горный велосипед.

План простой и амбициозный одновременно. Хоть как добраться до Лиды, увидеть город с высоких стен, оттуда рвануть на Любчу — там еще один замок, хранитель истории, а затем холмами, будто верхом на рысаке, в Новогрудок, к колыбели княжеских веков. В общей сложности получится под сотню километров: можно и за один день, если выехать пораньше, но куда интереснее смело и умело уложить путешествие в два дня, а то и в три-четыре. Так и увидите больше, и поездка будет в удовольствие, и осилить ее сможет любой, кто умеет крутить педали.

А под Новогрудком места, что и говорить, живописные. По проселку на большую дорогу, поворот — и пошел в гору. С холма многое видно. Занятно представить, как с этих же высот окрестности обозревали рыцари былых времен, а небо над ними было тем же, что и сейчас. Дух захватывает, правда? Вот знайте: это не потому, что в гору тяжело ехать — запыхались, а потому, что рыцари тут были, вот вы и впечатлились.

И будто привиделась грозная крепость о семи башнях, равной которой не было во всем Великом Княжестве, оплот первой столицы. Здесь крестили и короновали Миндовга. Здесь, у стен замка, в Фарном костеле князь Ягайло венчался с Софьей Гольшанской. Отсюда уходили княжеские полки на сражения, отзвук которых остался в истории.

И все стихло, ничего не осталось. Лишь фрагменты старых башен на замковом дворе сторожат притихший Новогрудок.

28", рама L, гравел, углепластик (карбон), вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 11 скор. (1х11), переключатели: задний Shimano, тормоз дисковый гидравлический, вес 8.6 кг
28", рама M, шоссейный, углепластик (карбон), вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 24 скор. (2х12), переключатели: задний Shimano 105/передний Shimano 105, тормоз дисковый гидравлический
28", рама M, гравел, углепластик (карбон), вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 11 скор. (1х11), переключатели: задний Shimano, тормоз дисковый гидравлический, вес 8.6 кг

Витебск

Витебск
Протяженность: кольцевой, 20 км на все про все.

Сложность: ★☆☆☆☆

Что можно увидеть: приятный маршрут по Витебску, Западная Двина несет свои воды к морю, в воде отражаются купола древних храмов и домишки на старых улицах. За амфитеатром есть симпатичный подъем — то, что нужно для велосипедиста. 

Рекомендации: не торопитесь, Витебск не терпит суеты. Глядите по сторонам, любуйтесь, улыбнитесь местным. В сезон фестивалей здесь многолюдно: если предпочитаете уединенность, планируйте поездку на другое время. И сверяйтесь с прогнозом погоды, все же это север по белорусским меркам.

Оптимальный тип велосипеда: это город, где из всех препятствий встречаются разве что тротуары. Требований к велосипеду нет — поезжайте на чем нравится.

Что можно успеть в Витебске за день? Многое, если взять с собой велосипед и знать, куда на нем ехать. Проверяйте прогноз погоды и отправляйтесь в путь — ловить солнечные блики в отражениях Западной Двины. Сможете поколесить по обоим берегам города с тысячелетней историей, увидите соборы на высоком берегу, уютные пешеходные улочки в Старом городе, проедете набережными и светлыми парками под теплым августовским солнцем, найдете, где подкрепиться, сфотографируетесь возле знаменитого амфитеатра.

Не бойтесь сворачивать в закоулки, здесь все равно не заблудитесь. Можно много куда зайти и много чему уделить внимание. Есть своя атмосфера у этих улочек, бегущих вдоль реки, у дореволюционных зданий из обожженного кирпича. Лошадки тихо бредут куда-то, река негромко бормочет о чем-то своем. А велосипед катит себе и катит, легко делясь тем, что у него есть, — радостью открытий.

28", рама XXL, шоссейный, углепластик (карбон), вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 24 скор. (2х12), переключатели: задний Shimano Ultegra/передний Shimano Ultegra, тормоз дисковый гидравлический
28", рама 54cm, шоссейный, углепластик (карбон), вилка жесткая, трансмиссия 20 скор. (2х10), переключатели: задний Shimano Tiagra/передний Shimano Tiagra, тормоз дисковый гидравлический
28", рама M, шоссейный, углепластик (карбон), вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 24 скор. (2х12), переключатели: задний Shimano Ultegra/передний Shimano Ultegra, тормоз дисковый гидравлический

Полоцк

Полоцк
Протяженность: в общей сложности километров на 40, если заехать в Новополоцк.

Сложность: ★☆☆☆☆

Что можно увидеть: как здесь говорят, увидите самый молодой и самый старый город Беларуси за один день. Полоцк, безусловно, пленяет своим спокойствием, даже какой-то грустью подлинной древности. Стены Софии, река — они видели все за тысячу лет.

Рекомендации: Полоцк — это вековая тишина, где нужно вслушиваться, всматриваться, замечать мелочи, которые затем остаются в памяти. Не торопитесь, позвольте себе задержаться в тех местах, где что-то почувствовали нутром, — это действительно места силы, что-то из нашей общей ДНК.

Оптимальный тип велосипеда: узкие тротуары Старого города, велодорожки Новополоцка, парки и аллеи на берегу Западной Двины — любой велосипед станет хорошим выбором для вас.

Река молчаливо катит синие воды к бескрайнему морю. Ей миллион лет, а кругом суета. Молодой город жмется, заглядывает робко со склонов. София — юная совсем. Сколько ей, тысяча? Стройная, как девичий стан, высокая, ей нравится видеть себя в бесконечных водах, круговертью перекатывающих в волнах саму жизнь этих мест. В неверном отражении мелькают века. В них, как в открытую книгу, всматриваются рыбаки. Они всегда тут были — они и София. Но прежде была река.

Полоцк — древнейший город Беларуси, и нет подобного ему. Уютно расположившись по обоим берегам Западной Двины, он будто вступил с рекой в сговор и транзитом пропускает старинным маршрутом время. Неширокие улицы, дома со своей историей — они видели многое, но не обветшали, а красиво постарели и теперь притягивают взгляды прохожих.

спортивный, назначение: езда на велосипеде, 39 отверстий
спортивный, назначение: езда на велосипеде, 39 отверстий
спортивный, назначение: езда на велосипеде/катание на роликах/катание на скейтборде, размер: L/XL, 24 отверстия

Могилев

Могилев
Протяженность: около 20 км.

Сложность: ★☆☆☆☆

Что можно увидеть: Могилев, к которому вы не были готовы. Город красивый, просторный, необычный. Очень вкусный. Гостеприимный. Один из самых интересных в стране, для путешествия на велосипеде.

Рекомендации: пробуйте все, что кажется интересным. Вафли в уличном кафе потрясающе вкусные; из кофейни на пешеходной улице везите сладости домой — угощать друзей; узкая дорога между домами может привести в красивейший парк. Могилев легко делится своими секретами, не стесняйтесь их узнавать.

Оптимальный тип велосипеда: мы здесь заново открыли для себя раскладушку. Маленький, юркий, городской велосипед — на нем весело.

Могилев точно станет для вас настоящим открытием, если вы никогда не бывали здесь по-настоящему. Шикарные парки, красивейшая река меж зеленых берегов, широкие площади с запоминающимися панорамами и, возможно, лучшая пешеходная улица в стране.

Здесь запросто можно провести целый день или даже все выходные. Устройте гастротур, исследуя лучшие заведения города, но обязательно смотрите по сторонам и замечайте аутентичные лавки с угощениями, которые не так-то просто найти в том же Минске. Куда-то едут за кобринским мороженым, а в Могилев нужно приезжать за вафлями, это мы хорошо усвоили.

Погуляйте пешком, поплавайте по Днепру на кораблике. Но наш вам совет: пусть основным транспортом в Могилеве для вас станет велосипед. Увидите гораздо больше и откроете для себя по-настоящему привлекательный город, куда захотите вернуться еще. Никаких проблем, поезда ходят сюда по несколько раз на дню.

28", рама L, гравел, углепластик (карбон), вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 11 скор. (1х11), переключатели: задний Shimano, тормоз дисковый гидравлический, вес 8.6 кг
28", рама M, шоссейный, углепластик (карбон), вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 24 скор. (2х12), переключатели: задний Shimano 105/передний Shimano 105, тормоз дисковый гидравлический
28", рама M, гравел, углепластик (карбон), вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 11 скор. (1х11), переключатели: задний Shimano, тормоз дисковый гидравлический, вес 8.6 кг

Знаете интересные маршруты по красивым местам? Пишите, будете провожатым: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by