«Обочечники», СПМ, тихоходы на МКАД... А что Краснов считает провалом года?

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка, Максим Малиновский. Видео: Миша Безруков, Алексей Морозов
34 385
28 декабря 2019 в 8:00

Тихоходы на МКАД, появление «обочечников», вечные конфликты на круговых перекрестках... Неприятных поводов для публикаций в рубрике «Разбор с Красновым» в 2019-м, увы, было немало. Впрочем, выходили статьи, посвященные более радостным событиям. Сейчас самое время вспомнить заметные тенденции года, позвонить героям и в целом подвести итоги. Традиция как-никак...

МКАД и тихоходы

На Минскую кольцевую дорогу с ведущим «Разборов...» в 2019 году пришлось выезжать не раз. Тем было много, даже слишком много, и это вовсе не заслуга ответственных лиц, которые должны обеспечивать безопасность на МКАД, а скорее недоработка.

— Несколько сюжетов были посвящены конфликтам при выезде на кольцевую дорогу и съезде с нее, — напоминает Юрий Краснов. — Типичная для Минска клеверная развязка обрекает нас на извечные споры: одна полоса предназначена как для съезда, так и для выезда.

В этих условиях водителям стоило бы друг другу помогать, но имеющие преимущество не просто им пользуются, а иногда еще и нагнетают обстановку. Как результат — постоянные споры и ДТП.

Болью кольцевой остаются медлительные транспортные средства. Тянущийся трактор или старенький грузовик в крайнем правом ряду — обычная примета МКАД, и когда-нибудь это должно было привести к трагедии. В итоге дождались... В феврале 2019-го произошла резонансная авария, в результате которой погибли три человека.

Напомним версию ГАИ: «В первой полосе двигалась Scania. Водитель грузовика совершил столкновение с погрузчиком, который ехал впереди в том же ряду. От удара погрузчик выбросило через ограждение на встречную полосу. Там произошло столкновение с несколькими автомобилями, которые двигались по внешнему кольцу».

— Определен виновник — водитель фуры, ему вынесен приговор. Но что делать с тихоходами на МКАД, по-прежнему непонятно, — задавался вопросами ведущий рубрики, разбирая это происшествие. — Просто запретить движение? А куда ж им деваться? Как производить, например, уборку или подвоз грузов, если иначе невозможно?

Оставить все как есть — значит дожидаться очередного такого происшествия. Вопросов много, а ответов мало.

У нас появились свои «обочечники»...

По рассказам водителей, ездивших в Москву, мы знали, что такие автомобилисты существуют. Крайне редко они встречались в Беларуси. Но уходящий год стал переломным: на Минской кольцевой дороге движение по обочине стало общим местом, причем не только в условиях затора.

А если уж случится пробка, то жди справа от сплошной линии разметки нескончаемый поток торопыг...

Разумеется, это приводило к дорожным происшествиям. Наиболее запомнившимся ДТП, случившимся на обочине, стало столкновение Fiat и Toyota. Во многом благодаря тому, что авария попала в объектив автомобильного видеорегистратора.

— Со временем появились водители, которые стали противостоять нарушителям, то есть выезжать на обочину, чтобы остановить поток, — ведущий «Разборов...» призывает все же так не поступать: «обочечнику» ничего не докажешь, а сам можешь получить штраф.

— Более того, появились те, кто объезжает по кювету. Как их назвать? «Кюветчиками»?

Конфликты на круговых перекрестках

Второе место в рейтинге посещаемости съемочной группы рубрики прочно занимают круговые перекрестки. В этом году мы выезжали на пл. Казинца, рассматривали сюжет с пл. Победы, а буквально несколько недель назад Юрий Краснов сам попал в конфликт на Запорожской площади.

— Круговой перекресток — это место, где проявляются самые плохие черты характера водителей, — считает ведущий «Разборов...». — Уж слишком много участков на кольце, на которые претендуют сразу несколько автомобилистов. Поводы для конфликтов поддаются некоторой типологии. Первая причина кроется в самих водителях, которые осознанно нагнетают обстановку. Вторая — это организация дорожного движения, порой путающая автомобилистов. Не должно быть так, чтобы люди на скорости не могли разобраться в знаках или разметке.

Изменения в ПДД. Пока не приняты

Более полугода шли активные разговоры о проекте изменений для Правил дорожного движения. Поговаривали, что к концу 2019-го новая редакция будет принята, однако этого не произошло.

— Анонсировалось, что надо ввести правило двух полос. В первую очередь чтобы урегулировать отношения между водителями и инспекторами, — напоминает ведущий рубрики. — Поверьте, ни одно нарушение не вызывает столько споров, как то, уступил автомобилист дорогу пешеходу или нет. Ни проезд на красный, ни превышение скорости, ни обгон... Слишком размыто понятие предоставления преимущества.

Еще говорилось о необходимости ввести балльную систему. Однако к концу года разговоры об этом тоже поутихли.

— Лично я ждал, что можно будет обучать на автомобиле с АКП, — делится чаяниями Юрий Краснов. — Глухо как в танке!

Но в особенности регулирования требует ситуация с электросамокатами, гироскутерами и прочими моноколесами. Буквально за год на улицах появилось столько мобильных девайсов, что приходится констатировать — это уже системное явление.

— Взять хотя бы электросамокаты, — приводит пример ведущий «Разборов...». — Некоторые модели могут разгоняться до 100 км/ч. И вот где им передвигаться с такой скоростью? На проезжей части? Опасно. Но на тротуаре они тоже представляют угрозу. Известны случаи, когда происходили столкновения: самокаты сбивали прохожих, моноколеса врезались в велосипедистов, даже между собой они (средства персональной мобильности, как их называют в проекте изменений для ПДД) сталкивались. Все ждут какой-то определенности. Может, к следующему теплому сезону ситуацию урегулируют?

Провал года: поворот возле Смолевичей

— Заметно было, что после выхода наших публикаций кое-где ситуация меняется, — радуется Юрий Краснов. — Например, мы упоминали знак, запрещающий движение пешеходов вблизи развязки первого городского кольца и пр. Дзержинского. Его вскоре убрали. Где-то разметку подправили, где-то светофоры настроили. Это здорово!

Когда мы выезжали на перекресток возле Смолевичей, на который жаловались многие читатели, тоже рассчитывали на адекватную реакцию.

— Но случился провал, — признает ведущий рубрики. — Было плохо, а стало... Вскоре после выхода публикаций нам в нелитературных выражениях сообщили, что изменения наступили, однако лучше бы этого не происходило.

Специально отправились на пресловутое пересечение еще раз и ужаснулись. Для одного из направлений запретили левый поворот, установив соответствующий знак. А перед ним еще один — «Начало полосы».

Честно говоря, даже когда рассматриваешь это все в спокойном режиме, а не за рулем, то ощущаешь, как надвигается когнитивный диссонанс. Можно представить, какие мысли возникают у водителей, которые движутся на скорости: в какую полосу, куда?

— Знаки и разметка противоречат друг другу, — констатирует Юрий Краснов. — Большинство автомобилистов едут по разметке, потому что все водители в первую очередь смотрят на проезжую часть, а потом уже на знаки. А тот, кто пытается двигаться по знакам, едва не оказывается на встречной полосе.

Прямо на наших глазах водитель Volkswagen попытался соблюсти требования знака и ему с трудом удалось попасть в попутную полосу.


Об этой ситуации мы сообщили в УГАИ МВД, где пообещали принять адекватные меры.

Конфликт в Колядичах: дело не возбуждено

Ругань, потасовки, драки редки, но все же случаются на наших дорогах. Одна из таких околоавтомобильных ситуаций как-то стала темой очередного «Разбора...». Речь о конфликте, произошедшем в Колядичах между водителем службы доставки питьевой воды и местными жителями.

По нашей информации, вскоре из милиции пришло уведомление о прекращении проверки, вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

— Лично я был возмущен, написал жалобу. Пришел ответ, что дело отправлено на повторное расследование, и на этом все затихло, — рассказал сейчас нам руководитель компании. — Пострадавший водитель по-прежнему работает у нас. Деньги, которые я ему передал, он потратил на лечение. По словам парня, дело замяли, средств на адвоката у него нет. Одним словом, дальше никуда не пошел.

Что касается других конфликтов между водителями службы доставки и местными жителями Колядичей, то руководителю предприятия о них ничего не известно.

Хороший человек

Заканчивать нужно позитивом. Как-то нам написал очень хороший человек — Сергей Цикра, который вкратце рассказал о своей эволюции — превращении из начинающего торопыги в аккуратного водителя. Его пример считаем крайне положительным и достойным подражания.

Накануне Нового года Юрий Краснов позвонил Сергею, чтобы спросить, как у него дела и чем он планируется заняться.

— Возникла идея посотрудничать с каршеринговой компанией, — поделился мужчина.

— Вы поторопитесь, пока все машины не поразбивали, — сыронизировал ведущий рубрики.

— В том-то и дело! Мне жалко и машин, и людей. Я хочу показать, что можно ездить спокойно и в этом нет ничего страшного... Однако компания перестала выходить на связь. Но это, впрочем, не отменяет задумки. Я решил, что могу все реализовать самостоятельно. Например, начну кулинарно-путешественно-автомобильный блог. В общем, поживем — увидим.


— У нас было много планов, но не все удалось реализовать, — Юрий Краснов подытоживает последний в 2019 году выпуск «Разборов...». — Например, мы так и не сделали сюжет о диких животных, которые выходят на проезжую часть. Разве водитель виноват, что лось или кабан внезапно выскочил на проезжую часть? Можно ли предотвратить такие происшествия? В будущем году планируем осветить эту тему. А еще мы подготовили серию выпусков из Литвы, Польши и Украины, где сравнили организацию дорожного движения, стиль поведения водителей и в целом обстановку.

Карты памяти в Каталоге Onliner

Читайте также:

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by