23 декабря 2019 в 8:00
Автор: Денис Логунович. Фото: архив, Максим Тарналицкий
Спецпроект

Дешевый бензин, растаможка, МКАД-2. Как изменилась жизнь белорусских автомобилистов за 10 лет?

Автор: Денис Логунович. Фото: архив, Максим Тарналицкий

Десять лет назад выбор новых автомобилей в Беларуси был в разы больше сегодняшнего, но покупали мы их реже. За десятилетие бензин многократно подорожал, но стал доступнее. За эти годы белорусы узнали, что такое электромобили, взрослые мужики начали ездить на самокатах не реже детей, а аренда машины превратилась из свадебной услуги в повседневный сервис. Совместно с компанией Samsung мы продолжаем проект «Десятилетие» и сегодня вспоминаем, что пережило автомобильное сообщество страны за 10 лет. Готовьте платки вытирать слезы ностальгии!

Телефоны, регистраторы и реакция в интернете изменили поведение водителей

Как ни крути, но неадекватных и агрессивных водителей стало меньше. По крайней мере, они стали сдержаннее. Многим наверняка кажется, что 10 лет назад автомобилистов с вызывающим поведением не было вовсе, но их скорее просто «не было видно». Ведь не было такого количества регистраторов, смартфонов и писем на Onliner. Сегодня чрезмерно энергичные водители понимают, что вокруг слишком много камер, и, проявив чуть больше агрессии, чем принято в обществе, можно стать «героем» на всю страну, а то и получить наказание.

За 10 лет на страницах Onliner «родились» десятки локальных мемов, некоторые до сих пор всплывают в комментариях. Чего только стоит водитель Mitsubishi Pajero, который в апреле 2015 года припарковался с нарушением, а на замечание прохожего лишь развел в стороны руки, надолго став символом всех криво припарковавшихся автомобилистов. Среди других «прославившихся» можно отметить Охотника, Сашу 63, нетерпеливого водителя Jaguar XJ и владельца Mercedes ML, который грубо нарушил правила и еще пытался вернуть свою репутацию через суд.

Эти случаи для многих стали примерами, и сегодня все меньше и меньше водителей выплескивают свой негатив в общественных местах. И хотя о полном искоренении агрессии на дорогах речи пока не идет, фраза «я тебя на Онлайнер отправлю» останавливает многих конфликтных персонажей.

Снижение аварийности

Есть положительные сдвиги и в количестве серьезных ДТП. В 2018 году аварийность в Минске снизилась до исторических значений: при увеличении числа автомобилей (в расчете на тысячу жителей) в авариях погибло 28 человек. Для сравнения, в 2006-м этот показатель для столицы составлял 128 человек. Количество автомобильных происшествий с серьезными последствиями сокращается год от года по всей стране.

Снижение аварийности во многом было достигнуто благодаря применению инфраструктурных решений, в частности мер по успокоению движения, установке светофоров, «спящих полицейских», островков безопасности и пр. На данный момент в Беларуси действует концепция «Добрая дорога», которая выросла из городской программы в Минске. В экспертной среде постоянно ведутся разговоры об оценке стоимости жизни белоруса, чтобы аргументированно обосновывать необходимость инвестиций в дорожную инфраструктуру.

За минувшее десятилетие в стране были приняты беспрецедентные меры для предотвращения вождения в пьяном виде. В частности, за повторное управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения в течение года у нас предусмотрена конфискация машины. Это сработало — количество «пьяных» происшествий удалось снизить, говорят эксперты.

Сегодня Минск по показателям безопасности сопоставим с Берлином, Веной, Прагой, Стокгольмом. Но при общей положительной динамике нам еще есть над чем работать. Например, в прошлом году ГАИ отметила резкий рост числа погибших нетрезвых пешеходов. Это наблюдается по всей стране. Подобные происшествия часто фиксируются в темное время суток, причем на оживленных магистралях.

Также эксперты акцентируют внимание на ДТП с участием детей. Такие аварии чаще всего случаются на пешеходных переходах, расположенных на магистралях районного уровня. Получается, инфраструктура, созданная специально для пересечения проезжей части, далека от идеальной.

Летом 2010 года в Беларуси разрешили оформлять так называемый европротокол, который позволяет участникам мелких ДТП разъехаться без вызова ГАИ. Штука удобная — из-за двух поцарапанных бамперов теперь не нужно стопорить крупный проспект. Да и сумму недавно увеличили до 800 евро. Скорей бы европротокол стал нормой для всех происшествий без пострадавших. К сожалению, пока еще хватает страховых нюансов, вынуждающих автомобилистов, попавших в аварию, дожидаться сотрудников ГАИ.

Топливо подорожало и стало... доступнее

За историю автомобильного Onliner цены на топливо менялись почти 90 раз. В основном оно дорожало, хотя были случаи, когда прайс откатывался назад (причем однажды на добрые 20%). Здесь невольно вспоминаешь славную акцию «Стоп-бензин». Когда Auto. Onliner только начинал свою работу, 95-й стоил в стране 3240 рублей за литр. На сегодняшние деньги это было бы 32 копейки. Но не спешите настраивать машину времени на август 2010 года. Средняя зарплата по стране тогда была 1 286 000 рублей (128 рублей 60 копеек).

Иными словами, за среднюю получку можно было купить 397 литров 95-го бензина. Сегодня за литр данного топлива просят 1,73 рубля, и за актуальную среднюю зарплату (981 рубль) можно купить уже 567 литров АИ-95. Если хотите, можем перевести в доллары. В конце лета 2010-го выбранное нами топливо стоило 1,09 доллара за литр, сегодня — 0,83 доллара. Как ни крути, бензин после всех своих подорожаний стал доступнее для населения. Экономическое чудо, не иначе!

Изменение цен на автомобили

Не остались на месте и цены на автомобили. Сегодня в это трудно поверить, но Ford Focus третьего поколения стоил в Минске от 20,9 тысячи долларов, а за Volkswagen Jetta в предыдущей будке просили минимум (уберите детей от экрана) $25 750! О новом седане за 10 тысяч долларов по курсу тогда можно было только мечтать. Популярный Volkswagen Polo Sedan после дебюта в нашей стране стоил порядка 15 тысяч долларов в самой простой комплектации — с «веслами» и россыпью заглушек на передней панели.

После крутого пике российского рубля цены на некоторые новые модели упали вдвое. За последние годы прайс-листы слегка скорректировали, но до уровня 2010 года дилеры так и не добрались. Стоит ли говорить, что новые машины стали для белорусов намного доступнее, чем 10 лет назад?

Растаможка, госпошлина, BelToll

Наиболее печальной новостью для автомобильного рынка Беларуси за минувшее десятилетие стало повышение пошлин на ввозимые из-за границы машины. В первую очередь это осушило ручей добротной бэушки из Европы и США. Говорят, некоторые перегонщики от безделья спились. Другие продолжают гонять в страну автомобили, но выбор теперь невелик: в основном трехлетки с малообъемным движком. Без слез на перечень доступных по новым правилам транспортных средств и не посмотришь.

Все эти политико-экономические метаморфозы не оставили нам выбора и среди новых машин. Буквально все непремиальные бренды на нашем рынке урезали свои модельные ряды, отказавшись от европейских моделей. И теперь даже если вы готовы заплатить цену Renault Arkana за более современный и классный Renault Clio, вы не можете этого сделать. Пуповина с Западом перерезана. Теперь наш рынок — отросток российского, со всеми вытекающими. Зато в Варшаву теперь можно ездить как на автомобильную выставку — другого способа полюбоваться мировыми новинками у нас нет, даже «Моторшоу» похоронили. Да и что на нем показывать? На парковке «Короны» выбор машин больше, чем у дилеров.

Ситуацию слегка оживил указ, предоставляющий льготы инвалидам и многодетным семьям. Теперь некоторым слоям населения можно пригонять буквально любые автомобили. Хоть Ford Mustang. А что, хорошая семейная машина.

Еще одним не самым приятным событием стал ввод госпошлины, которую в самом начале 2014 года привязали к ТО. Это вызвало волну отказов от прохождения техосмотра среди белорусских автолюбителей. В карман владельцам машин (в том числе из других стран) залезли и с помощью системы платных дорог BelToll. Оплачивать проезд по основным магистралям Беларуси обязаны владельцы всех транспортных средств с технически допустимой общей массой более 3,5 тонны. Автолюбители из стран — членов ЕАЭС могут путешествовать по Беларуси без оплаты проезда (речь о легковых авто массой менее 3,5 тонны).

Появление электромобилей

Ожидаемо не обошла стороной наш IT-островок и тенденция к распространению электромобилей. В апреле 2014-го Onliner поставил на учет первую в стране Tesla Model S. Незадолго до этого в Минске зарегистрировали дебютный Nissan Leaf. Сегодня по Беларуси бесшумно перемещается в пространстве несколько сотен электромобилей, а количество общественных зарядных станций уже не сосчитаешь по пальцам рук и ног. Минувшее десятилетие стало поворотным для автомобильного мира — популярность электрокаров во всем мире начала резко расти, что коснулось и нашей страны.

Самокаты, моноколеса и прочие сигвеи

В 2010-м увидеть трезвого взрослого человека на самокате не представлялось возможным. Но за 10 лет многое изменилось: 30-летние мужики сейчас чаще передвигаются по Минску на самокатах, чем дети. Летом 2019-го в столице заработал кикшеринг. Аренда электросамокатов, если по-человечески. Эту моду, похоже, не остановить, и в ближайшие годы самокатчиков в городе станет еще больше. Люди, часто бывающие в Москве и Западной Европе, радуются, что Минск не отстает от остального мира. Но хватает и недовольных — уж больно быстро эти самокаты носятся по тротуарам. А ведь есть еще моноколеса, электроскутеры, сигвеи, лонгборды... Навести порядок с электротранспортом не может даже ГАИ.

Развитие велокультуры в Минске

Велодорожка, рассекающая Минск на две части, была построена за год до появления Auto.Onliner — в сентябре 2009-го. Но за время нашей работы количество велосипедистов в городе многократно выросло. Сейчас ежегодный прирост таких участников дорожного движения в столице составляет 20%. Эксперты говорят, что количество велосипедов в Минске примерно равно количеству легковых автомобилей. Все больше людей воспринимают «педального коня» как средство передвижения, нежели развлечение. На улице Хоружей недавно появилась экспериментальная велодорожка, которая хоть и не лишена проблем, но дает нам надежду на большое велосипедное будущее.

К сожалению, не обошлось без неприятных моментов в веложизни Беларуси. В июне 2016 года в столице 30-летний велосипедист ударил битой 17-летнего парня, с которым не разминулся на велодорожке (ходить пешеходам там не запрещено). Результат: ЧМТ, резонанс на всю страну, суд, 5 лет лишения свободы, 10 тысяч рублей за нанесение морального вреда.

Негативными новостями обросло и появление в Минске байкшеринга — краткосрочной аренды велосипедов. Эти несчастные желтые байки топили в реках, забрасывали на деревья, ломали и пытались украсть. Говорят, подобные проявления вандализма свойственны всем крупным городам, где появлялся подобный сервис. Надеемся, небольшой негативный опыт не станет преградой для развития современных сервисов в Беларуси. Ведь глубоко в душе мы все милые и пушистые. Правда?

Приход в Беларусь каршеринга, Uber и пр.

Когда Auto.Onliner только начинал работу, службы такси в Беларуси были на уровне лихих 1990-х. В конце каждой поездки клиента ждал сюрприз (не всегда приятный) касательно стоимости, вызывать машину нужно было голосом по телефону, на вызов мог приехать разваливающийся Ford Sierra.

Реформы в сегменте пассажирских перевозок начались у нас 5 ноября 2015 года, когда в Минск пришел Uber! Прозрачное обслуживание, доступные цены, свежие автомобили. Цивилизация! Сначала был UberBlack с премиальными машинами, позже появились более доступные тарифы, а в итоге Uber объявил о слиянии с «Яндекс.Такси». Качество сервиса все еще далеко от идеала, но с такси образца 2010 года уже не сравнить. Белорусские старожилы сферы быстро сориентировались и навели порядок в своих компаниях: обновили автопарки, разработали приложения, попросили водителей меньше хамить. Бомбилы с оторванным от реальности прайсом переместились в аэропорт, где пытаются нажиться за счет неосведомленных приезжих. Надеемся, однажды и там наведут порядок.

Еще одним немаловажным событием в сфере пассажирских перевозок стало появление в Беларуси каршеринга. Краткосрочная аренда автомобилей позволяет буквально за копейки перемещаться по ночному городу, но вплотную приближается к стоимости такси, если речь идет о часах пик. В Минске сейчас функционируют три крупные каршеринговые службы: Anytime, Hello и «Везуха». Цены у всех плюс-минус одинаковые, самый большой автопарк у Anytime. Распространение арендных машин повлекло за собой увеличение количества аварий с их участием, о чем мы тоже неоднократно писали.

Новые дороги и развязки в Минске и стране

Главной автомобильной стройкой десятилетия, безусловно, является МКАД-2. Первый участок этой окольцовывающей столицу артерии открыли в октябре 2015-го. Общая протяженность дороги составляет около 160 км. Она включает участок М1 и по форме напоминает сердечко. Первое время МКАД-2 простаивала и навеивала Юрию Краснову мысли о наступившем апокалипсисе, но сегодня трасса пользуется спросом и сокращает нагрузку на дороги в непосредственной близости к Минску.

Еще один крупный дорожный проект, завершенный на нашей памяти, — дорога вокруг Беловежской пущи. Эту трассу открыли 7 ноября 2011 года. Дорога длиной почти 190 км пересекает Каменецкий и Пружанский районы, а завершается на юге Гродненской области, в Свислочи. Магистраль пролегает через лесистую местность и даже болота. Проект задумывался не только в качестве транспортной связки между Брестом и Гродно. Немаловажной целью стало также повышение привлекательности Беловежской пущи как туристического маршрута.

Ну и не стоит забывать о реконструкции крупных междугородных трасс. За прошедшие 10 лет были обновлены дороги, ведущие в Могилев, Гродно и Гомель. В Минске появилась первая (в стране) 3-уровневая развязка и начало вырисовываться первое кольцо в центре города. В последние годы в стране повысилось внимание к мостам и путепроводам. В общем, не стоим на месте.


Samsung Electronics — мировой лидер в области электронных технологий. 50 лет создаем будущее. 10 лет помогаем миллионам пользователей добиваться большего благодаря смартфонам Samsung Galaxy.

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани», УНП 7703608910.
коричневый, универсал, бензин 1.6 л, механическая, передний привод
оранжевый, хетчбэк, бензин 1.6 л, автоматическая, передний привод
оранжевый, универсал, бензин 1.8 л, механическая, передний привод
Автобарахолка
мобильное приложение

Читайте также:

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by